Железная дорога Кызыл – Курагино оценена в триллион
На Восточном экономическом форуме, обсуждавшем глобальные планы, всплыл подзабытый проект железной дороги из Южной Сибири и Центральную Азию. Первый заместитель министра транспорта России Валентин Иванов сообщил о предварительной оценке стоимости строительства линии из Красноярского края в Тыву. Ожидается, что проект дороги Курагино – Кызыл, которая может быть продлена до Монголии и Китая, обойдется более чем в 1 трлн рублей.
Многострадальная дорога
О строительстве ответвления от ст. Курагино Красноярской железной дороги на Южном ходе Транссиба до столицы Республики Тыва и далее, до расположенных рядом на левом берегу Енисея крупных угольных месторождений – Элегестского (коксующий уголь марки «Ж»), Каа-Хемского, Межегейского, – говорят вот уже более 17 лет.
Еще в далеком 2011 году премьер-министр страны совместно с тогдашним инвестором вбили символический позолоченный костыль в основание будущей магистрали. С тех пор этот памятник незавершенному проекту в виде кусочка рельсов так и стоит чуть западнее Кызыла.
Заявляли, что столь сложную дорогу, которая, поднимаясь из Хакасско-Минусинской котловины, должна пересечь отроги Запданых Саян и выйти на равнины Тывы, построят всего за несколько лет.
Планировалось, что железная дорога длиной 411 км будет однопутной, а из-за сложного горного рельефа необходима прокладка 7-8 тоннелей (в зависимости от точного маршрута) общей длиной в 11-12 км, возведение более 125 мостов, нескольких противолавинных и противообвальных галерей и множества других искусственных сооружений.
Для удешевления, кроме строительства только одного пути с 7 станциями и 14 разъездами, линию также задумывали и неэлектрифицированной – на тепловозной тяге.
Первые составы по линии обещали пустить еще в 2016-м. Но потом сроки неоднократно переносились. По последним данным, работы по концессионному соглашению между Росжелдором и АО «ТПЭК Кызыл – Курагино» приостановлены до 2026 года.
А ценный экспортный уголь из республики так и продолжают вывозить через многочисленные горные перевалы по федеральной трассе Р-257 «Енисей» автомобильным транспортом с последующей его перегрузкой в вагоны на станции Минусинск Красноярской железной дороги. Оттуда он уже отправляется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Железная дорога в Центральную Азию
Впрочем, о дороге не забыли. Как заявил на ВЭФ замминистра транспорта РФ, сейчас проект находится на стадии проработки и требуется предварительная оценка трассировки. Однако теперь заявляется, что дорога Кызыл – Курагино может стать частью стратегического железнодорожного коридора, соединяющего Россию с Поднебесной.
По планам правительства, дорога станет частью более широкой стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа, согласно которой планируется создание сразу двух новых железнодорожных коридоров в КНР.
Первый коридор предусматривает строительство двух участков: от Нижневартовска в Ханты-Мансийском АО до Белого Яра в Томской области, а также линии от Таштагола в Кемеровской области до Урумчи в Китае.
Второй коридор как раз должен пройти из Красноярского края в Тыву. Затем на юге эта линия пересечет границу России и Монголии через пункт Цаган-Толгой – Арц‑Сурь, после чего будет разделяться на северное и западное ответвления:
- Северное ответвление пройдет через монгольский город Эрдэнэт и соединится с Трансмонгольской железной дорогой. Этот маршрут через Улан-Батор и Замын-Уудэ приведет в китайский город Эрэн-Хото (Эрлянь), обеспечив прямой выход на Пекин и крупнейший порт Тяньцзинь.
- Западное ответвление предполагает строительство линии от Арц-Сури через монгольский Ховд (Кобдо) и китайский Такешкен до Урумчи в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР.
Перспективы проекта
Заявляют, что строительство железнодорожной линии Кызыл – Курагино станет важным шагом в развитии транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. Говорится, что реализация проекта может существенно укрепить экономические связи России с Китаем и Монголией, а также способствовать развитию регионов, через которые будет проходить трасса.
Вместе с тем в ближайшее время все силы и средства РЖД будут брошены на Восточный полигон: расширение Транссиба и БАМа, путей к океанским портам Дальнего Востока России. По утвержденным целевым показателям, к 2030 году провозная способность там должна вырасти на 75%, до 210 млн тонн, а к 2032 – до 255 млн тонн.
За это время, согласно планам III этапа развития Восточного полигона, необходимо построить около 2 тыс. км новых путей, дополнительные мостовые переходы через великие реки (включая Енисей и Амур), пробить новые тоннели. Общая стоимость третьего этапа расширения Транссиба и БАМа до целевых значений составит 3,74 трлн руб.
Так что вряд ли в ближайшее время найдутся дополнительные огромные инвестиции и свободные мощности на еще одно грандиозное строительство абсолютно новой магистрали.
Понимают это и региональные власти. На прошедшем в начале сентября под председательством президента России совещании по вопросам социально-экономического развития Республики Тыва глава региона Владислав Ховалыг заявил, что на первом этапе предлагается
сосредоточить усилия на развитии международного автомобильного коридора.
Возможно, позже, когда помимо угледобывающих в республике на полную мощность заработают и другие предприятия, о которых говорилось на совещании с главой государства, – Тастыгское по добыче литиевого концентрата (сырье планируется перерабатывать в Новосибирске) и Ак-Сугское медно-порфировое месторождение (500 тыс. тонн концентрата в год), – вопрос о связи бескрайних просторов Центральной Азии с Транссибом перейдет в практическую плоскость.