Красноярское метро от Шахтеров до мэрии – как оно пройдет
По строительству Красноярского метро пришла очередная экспертиза – на этот раз о сохранности объектов культурного наследия от ул. Шахтеров до мэрии. Специалисты выясняли, не повредят ли зданиям горизонтальные тоннели, которые пойдут от притоннельных сооружений до демонтажного котлована станции «Улица Карла Маркса». В акте подробно говорится и о том, как именно планируют строить метро в этой части Красноярска.
Заключение эксперты выдали недавно о сохранности исторических объектов по этапу 2.7.2 сложного красноярского проекта, разработанного генподрядчиком, АО «Моспроект-3».
На этом этапе требуется обустроить горизонтальные выработки – то есть отделанные перегонные тоннели – от притоннельных сооружений по ул. Шахтеров до станции «Улица Карла Маркса», где будет вырыт демонтажный котлован. Демонтажный – поскольку здесь предстоит разобрать тоннелепроходческий комплекс, который пророет сюда тоннели от конечной станции первого этапа скоростного метротрама, «Улица Шахтеров» на ул. Молокова.
Участок, для которого провели экспертизу, как и весь центр Красноярска, изобилует памятниками старины.
Только в границах территорий, где запроектированы работы по строительству метро, находятся такие исторические объекты, как Троицкий некрополь со столетними могилами известных красноярцев, церковью и оградой, здание Художественного музея на углу Маркса и Парижской Коммуны, Дом Зельмановича (музыкальная школа №1), да и все другие старинные дома купцов Гадалова, Юдина и других в кварталах по Маркса и Мира от мэрии до ул. 9 Января.
«Участок строительства располагается в Советском и Центральном районах города Красноярск. Участок представляет собой густонаселенный район со сложившейся инфраструктурой, жилой и административной застройкой», – говорится в документах.
Согласно схемам проекта, тоннели пойдут с горы под ул. Шахтеров, пересекут под землей ул. Игарскую чуть западнее Троицкого кладбища, ул. Качинскую и проследуют под руслом Качи, затем под ул. Конституции, а после параллельно ул. Парижской Коммуны будут прорыты под ул. Ленина – и в районе пр. Мира свернут в сторону мэрии к перекрестку ул. Карла Маркса и Вейнбаума.
На пути тоннеля на берегу Качи, по ул. Конституции у Сказочного городка, построят притоннельные сооружения с вентиляционными камерами и водоотливной установкой.
Котлован на Маркса будет расположен напротив домов по Маркса, 58 и 62 по одной стороне улицы и домов 93а и 75 по другой.
Длина его составит 67 м, ширина – 21,2 м, а глубина – до 14,1 м. При этом на Конституции для притоннельных сооружений копать будут глубже, до 25 м.
Проходку тоннелей для движения метротрамваев в прямом и обратном направлении планируют вести параллельно – их длина от Шахтеров до Маркса составит около 2,4 км.
Чтобы оценить влияние стройки на здания центра, включая памятники, велись подробные инженерно-геологические изыскания и моделирование. В результате выяснилось, что два здания-памятника здесь находятся в аварийном состоянии. Это дом по Маркса, 42, бывший институт физики, и здание по ул. Парижской Коммуны/пр. Мира, 22/31 («Доходный дом Гадалова»). Им планируется усиление строительных конструкций по отдельным проектам.
В целом же экспертиза дала положительное заключение об обеспечении сохранности объектов исторического наследия центра Красноярска – так что стройке метро здесь ничего не должно помешать.
Между тем госэкспертиза самого этапа строительства 2.7.2 пока не получена: как рассказали ДЕЛА в «Центре транспортной логистики», проектная документация сейчас еще рассматривается специалистами. На получение их заключения требуется время.
Отметим, что после того, как госэкспертиза выдаст свой вердикт, до начала работ потребуется переложить все нынешние коммуникации. Пока сроки, когда на месте приступят к подготовке, неизвестны: нужно дождаться заключения экспертов.
Напомним, что подготовительные работы продолжаются и в другой части центра, на ул. Карла Маркса, перекрытой в четырех местах.
Там также начинается вынос подземных коммуникаций под обустройство двух притоннельных сооружений (рядом с ул. Декабристов и у ЦУМа) и строительство монтажного котлована станции «Площадь Революции». Его будут рыть прямо под проезжей частью, полностью огороженной сегодня и для транспорта, и для пешеходов.
А красноярцы пока привыкают к новым схемам движения и превращению самого центра города в большую стройплощадку.
Развитие событий: