Легендарному «Дугласу» пока негде приземлиться в Красноярске
Легендарный самолет «Дуглас С-47», который сейчас реставрируют в Новосибирске, скоро должен вернуться в Красноярск. Но пока места для его размещения нет. В краевой столице из «Борта Тюрикова» планировали сделать интерактивный экспонат музея освоения Севера, однако точно вопрос с его строительством пока не решен. Возможно, это удастся сделать к 400-летию города.
Напомним, самолет «Дуглас С-47» во время Великой Отечественной войны доставили в СССР из США по Красноярской воздушной трассе «Алсиб».
В 1947 году борт аварийно сел на северном полуострове Таймыр в 180 км от поселка Волочанка.
Командир экипаж Максим Тюриков и бортрадист Алексей Смирнов отправились на поиски подмоги и погибли, а оставшиеся в самолете люди все же дождались помощи спустя три недели.
В 2007 году самолет заметили геологи, выполнявшие аэрофотосъемку, а в 2016 году Русское географическое общество организовало масштабную международную экспедицию по эвакуации «Дугласа С-47» в Красноярск. Сначала из тундры вывезли сам борт, а на следующий год – его крылья.
В краевом центре легендарный самолет восстановили, а для дальнейшей реставрации до уровня музейного экспоната в конце 2021 года отправили в Новосибирск.
Совсем недавно качество реставрации «Борта Тюрикова» оценил военный историк, представитель Красноярского краевого отделения РГО Вячеслав Филиппов:
оригинальные детали сохранили, насколько это было возможно, а на замену недостающим элементам изготовили максимально индентичные, поэтому «состояние самолета – как будто бы только вышел с завода».
Специалистам осталось восстановить приборное оборудование и элементы кабины экипажа, а также изготовить идентичные оригинальным полы в грузопассажирском салоне.
Планируется, что реставрация завершится в конце 2024 года, и тогда «Борт Тюрикова» вернется в Красноярск в качестве будущего интерактивного музейного экспоната.
Однако что касается самого парка-музея освоения Севера, все еще точно неизвестно, когда же его построят.
Напомним, первый камень на месте его расположения заложили еще в 2017 году, а в 2019-м власти заказывали проект планировки о. Молокова под музей.
Концепцию по запросу краевого РГО разработали еще в 2018 году. Она предполагает, что музей будет комплексным: историческим, техническим, промышленным, естественнонаучным и гуманитарным.
Разработчики предложили построить здание для основной экспозиции, а также парк объектов под открытым небом на прилегающей территории.
Как ДЕЛА рассказали в правительстве Красноярского края, проекты музея освоения Севера и парка-музея памяти героев «АлСиба» (легендарной трассы «Аляска – Сибирь», по которой во время войны из США для Советского Союза перегоняли самолеты по ленд-лизу)
предварительно включены в региональный план по подготовке и проведению празднования 400-летия Красноярска.
Их поместили в раздел инвестиционных предложений, и решения по проектам примут позднее.
Судя по данным публичной кадастровой карты РФ, на острове есть участки, находящиеся в частной собственности, причем и очень крупные, например, участок 24:50:0300290:125 (на карте крайний справа, там планируют построить тематические павильоны) занимает площадь 34 197 кв. м.
Как решат вопрос с частниками и станет ли он в принципе серьезным препятствием к строительству музея, пока непонятно. Как и в целом вопрос с целесообразностью и финансированием строительства парка пока не решен.