Как идет модернизация «столицы» Южного хода Транссиба
В Красноярском крае, в горах Восточного Саяна, набирает обороты реконструкция одной из центральных станций на Южном ходу Транссибирской магистрали – Кошурниково, а также подходов к ней. После завершения масштабных работ, включающих запуск нового тоннеля и мостов, пропускная способность этого участка линии Междуреченск – Тайшет вырастет почти в 2 раза.
«Трасса мужества» через Восточные Саяны
Поиск маршрута для новой стратегической железнодорожной ветки, идущей на восток страны через Южную Сибирь, начался еще в 1942 году: при этом погибла изыскательская группа под руководством Александра Кошурникова. Впоследствии именами первопроходцев были названы станции новой линии через Саяны, в том числе и крупнейшая из них – Кошурниково.
В конце 1950-х проект строительства железной дороги, которая через Саяны соединила бы Южную Сибирь с Иркутской областью, был утвержден, стройку объявили ударной комсомольской, а в начале 1965 года по магистрали уже пошли поезда.
Поскольку весь Южный ход КрасЖД Междуреченск – Абакан – Тайшет строился в сложнейших геологических и климатических условиях и требовал при этом возведения множества сложных искусственных сооружений, в целях экономии дорогу изначально проложили однопутной, хотя и сразу электрифицированной. Впоследствии с ростом грузопотока проблему ограниченных провозных способностей пришлось решать масштабной реконструкцией, которую РЖД планомерно ведет с 2013 года.
В последнее время в связи с резкой переориентацией грузопотоков в направлении Китая и стран Юго-Восточной Азии роль как Восточного полигона РЖД в целом, так и его «преддверья» – железной дороги из добывающих и промышленных регионов Центральной и Южной Сибири к погранпереходам и российским портам Тихого океана – возросла еще значительнее.
Вторые пути, тоннели и мосты
Всего на участке Южного хода от Абакана до Тайшета через Восточные Саяны расположено 9 тоннельных комплексов. После начала модернизации трассы на 3 из них уже пробиты параллельные тоннели под вторые пути общей длиной 5,5 км. На этих участках уже запущен пропуск поездов одновременно в обе стороны. Еще для одного – Третьего Джебского тоннеля – построен параллельный обход, который также позволил организовать непрерывное двухпутное движение.
Помимо этого, на трассе идет активное строительство новых вторых мостов через таежные реки, горные долины и реконструкция старых переправ. Самым впечатляющим стало открытие в 2020 году двухпутного движения на Козинском виадуке, который удалось реконструировать, не прерывая движения на оживленной и важнейшей для страны магистрали.
Не останавливается и прокладка вторых путей на ограничивающих перегонах, а также капитальный ремонт с переходом на бесстыковой путь существующих линий Южного хода. Все это позволяет не только увеличить количество грузовых поездов, но и поднять их вес – КрасЖД постепенно переходит на южном дублере Транссиба к составам повышенной массы, 7100 и 12 000 тонн.
«На начало модернизации 963-километровая линия Междуреченск – Тайшет более чем наполовину (550 км) состояла из однопутных участков. На данный момент мы уже построили 265 км вторых путей, в этом году сдаем еще почти 50 км. Большая работа по увеличению пропускных и провозных способностей Южного хода ведется поэтапно согласно утвержденным параметрам модернизации всего Восточного полигона Транссиба и БАМа», – рассказал начальник Красноярской железной дороги Алексей Туманин.
Станция Кошурниково
Грузопоток на Южном ходу «ассиметричный» – в четную сторону (на восток) идут главным образом экспортные составы с углем из Кузбасса и Хакасии, а также иные промышленные грузы с предприятий Сибири. Обратно чаще всего возвращаются порожние составы и небольшой поток импорта из Китая и других азиатских стран.
Примерно на половине пути через Восточные Саяны, перед самым сложным горным участком Джебь – Щетинкино, расположена одна из важнейших станций дороги – Кошурниково. После нее, поднявшись вдоль р. Кизир, трасса начинает преодолевать водораздельные хребты, сильно петляя на крутых подъемах. Впереди до ст. Щетинкино 4 тоннеля, 16 крутых поворотов (включая два на 180°) и перепад высот в 220 метров.
На станции Кошурниково составы останавливаются, если необходимо – переформируются для преодоления сложного участка. А самое главное, к ним подцепляют второй толкающий локомотив.
Тяжелые поезда преодолевают этот участок двойной тягой
– один трехсекционный локомотив тянет груженые вагоны спереди, а второй такой же подталкивает состав сзади.
Сейчас «столица» трассы от Абакана до Тайшета в связи со все возрастающим грузопотоком работает практически на пределе своих возможностей. Поэтому Красноярская железная дорога проводит масштабную реконструкцию станции – по сути, ее новое строительство.
В рамках развития Кошурниково уже запущена новая тяговая подстанция, активно идут работы обновлению всей путевой инфраструктуры (протяженность 10 из 12 станционных путей увеличат до 1,2 км), укладке новых стрелочных переводов, реконструкции инженерных сетей и системы энергообеспечения.
Осенью станцию переведут на современное компьютерное управление с микропроцессорной системой централизации стрелочных переводов и светофоров.
Примечательно, что, как и вся модернизация Южного хода Транссиба, работы здесь ведутся в условиях сохранения движения поездов: станция работает, как обычно.
Последний этап реконструкции станции завершится в следующем году, и пропускная способность Кошурниково вырастет с текущих 1800 поездов в месяц до 2500–3000 тяжеловесных составов массой в 7100 тонн и выше. К этому времени за ее восточной горловиной будет открыт новый тоннель под вторые пути, а два прилегающих к ней перегона станут полностью двухпутными.
Первый Джебский тоннель
Практически сразу севернее (в восточном направлении) за Кошурниково идут активные работы по расшивке очередного лимитирующего участка – перегона ст. Кошурниково – раз. 570 км. Здесь, в горах Восточного Саяна, завершается строительство второй параллельной ветки Первого Джебского тоннеля и мостов через р. Джебь.
Проходка нового 267-метрового инженерного сооружения была завершена в декабре 2023-го всего за полгода буровзрывным способом. Тоннелепроходчики шли друг навстречу другу с двух сторон, всего было извлечено более 12 тысяч м3 скального грунта.
К тоннелю уже подведены все инженерные коммуникации, выполнены обустройство гидроизоляции и бетонирование внутренней обделки, а сейчас идут работы по укладке рельсов на железобетонных рамах с применением специальных демпферных матов. Такая технология верхнего обустройства пути позволит снизить деструктивное воздействие от тяжелых поездов, повысит безопасность и увеличит срок эксплуатации сооружения.
Еще остались работы по созданию железнодорожных подходов-ответвлений от основного хода к новому тоннелю и мостам, обустройству порталов и созданию зоны безопасности.
Открыть двухпутное движение по двум перегонам Южного хода с западной и восточной стороны ст. Кошурниково и через новый тоннель планируется до конца 2025 года.
После этого на одном из самых загруженных участков Восточного полигона РЖД исчезнет еще одно барьерное место.
Что дальше
После завершения работ в районе Кошурниково КрасЖД останется расшить последний важный и пока еще однопутный тоннель – Козинский. Необходимо к его единственной ветке длиной 1,4 км добавить вторую.
«На самом сложном перевальном перегоне Южного хода Джебь – Щетинкино нам осталось ликвидировать последнюю однопутную перемычку в 3 км, где пока построен тоннель только под один путь. Сейчас проводятся тендеры на строительство 2-го Козинского тоннеля длиной 1360 м. Ориентируемся, что к 2027 году мы завершим его сбойку», – отмечает Алексей Туманин.
Тогда все наиболее масштабные работы по увеличению пропускной способности Южсиба на горном участке от Абакана до Саянской будут завершены, и красноярские железнодорожники полностью сконцентрируются
на равнинном участке от ст. Саянской до самого Тайшета.
«На данный момент из 16 перегонов этого направления 13 еще являются однопутными. Но на всех мы уже ведем строительные работы. Инвестиции РЖД в развитие Красноярской железной дороги с каждым годом прирастают: в 2023 году это было порядка 44 млрд рублей, из которых 25 млрд пошли на модернизацию Южного хода. В этом году инвестпрограмма запланирована на уровне выше прошлогоднего в 1,5 раза. В том числе 32 млрд пойдут на проекты увеличения пропускных способностей участка Междуреченск – Тайшет», – поясняет Алексей Туманин.
Таким образом, у КрасЖД впереди еще много работы, чтобы выполнить поручение руководства страны – увеличить к 2030 году провозную способность Восточного полигона, частью которого является Южный ход дороги, с нынешних 120 млн до 210 млн тонн.