Ученые Сибири помогают решать проблемы промышленного загрязнения и производства в новых условиях
Ученые Сибирского отделения Российской академии наук активно работают над сложными экологическими проблемами в Красноярском крае. Активизация исследований происходит в последние годы на Красноярском Севере при поддержке промышленных компаний.
На днях интервью о том, как наука помогает настраивать природоохранную политику крупных предприятий и каким образом ученые способствуют достижению технологического суверенитета в условиях санкций, дал «Российской газете» председатель СО РАН, академик Валентин Пармон.
По словам эксперта, у страны и конкретно у Сибирского отделения Академии наук – огромный научный потенциал для решения задач восстановления технологического суверенитета.
Но решить эту проблему можно только в сотрудничестве с современными промышленными компаниями.
Один из ярких примеров – взаимодействие сибирских ученых с компанией «Норникель». После инцидента с разливом топлива на Таймыре компанией были иницированы большие научные экспедиции – впервые с советских времен. С тех пор за последние четыре года на севере Красноярского края, а также в Забайкалье и Мурманской области при поддержке металлургов прошло пять межрегиональных научных экспедиций с участием 280 ученых из 20 институтов Сибири.
«Они стали первыми в истории современной России масштабными и всеобъемлющими исследованиями регионов промышленной деятельности предприятий компании», – отметил Валентин Пармон.
Немаловажно, что это не только фундаментальные, но и прикладные исследования: полученные о биоразнообразии территорий данные позволили скорректировать экологические программы промышленников, например, экологическую стратегию «Норникеля».
«Это уже высокий уровень сотрудничества науки и промышленного бизнеса ради сохранения окружающей среды», – уверен академик.
Причем результаты – огромный массив новых научных данных – применимы не только для горной металлургии края, но и для других компаний, работающих в Арктике.
Напомним, что в этом году планируется новое большое исследование водоемов Норило-Пясинской системы, которое позволит сделать выводы о состоянии рыбных ресурсов и принять меры для их восстановления.
Но экология – не единственная тема сотрудничества производства и науки. «При участии компании наши ученые реализуют программу разработки новых материалов на базе палладия. Есть потенциал его использования в водородной энергетике, «зеленой» химии и микроэлектронике», – рассказал Валентин Пармон.
Мнение ученых в «Норникеле» учитывают и в решении такого серьезного вопроса, как ориентация на выпуск лития – «главной новой звезды в отечественном портфеле металлов».
«Сибирское отделение РАН готово выступить в качестве одной из экспертных организаций по реализации новой стратегии, в частности, по перепрофилированию норильского Медного завода, – заявил ученый. – Мы договорились об этом на встрече с компанией и планируем организовать такую работу. В ближайшее время направим компании свои предложения».
Валентин Пармон в интервью также прокомментировал недавнее письмо, которое было направлено в федеральные органы власти за подписью семи академиков институтов СО РАН. В нем говорилось о необходимости публичного обсуждения планов о переносе Медного завода в КНР. По словам академика, письмо – частное мнение ученых, а официальная позиция СО РАН по вопросу уже сформирована: она состоит в том, что ученые Сибирского отделения готовы оказать компании все необходимое содействие и применить накопленный научный потенциал для развития российской промышленности.
В свою очередь мнение о планах «Норникеля» перевести часть производства в Китай высказал заместитель председателя Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации «Опора России» Виктор Захаров:
«Сам по себе перенос мощностей завода в Китай вряд ли может радовать, однако такое развитие событий лучше, чем сокращение производства на фоне санкций. А в тех реалиях, в которых мы живем сейчас, это может быть действительно рабочее решение. На данный момент стратегия компании выглядит убедительно: есть планы создания иных производств на площадке Медного завода, амбициозные планы по заходу на рынок литиевых аккумуляторов, довольно внушительные инвестиции в другие производства и переделы компании, включая Надеждинский завод в Норильске. Другой вопрос – как переезд будет проходить на практике и какой реальный экономический эффект получат страна и край? В этой связи видится положительным сотрудничество компании с наукой и органами власти, которые могут и оказать необходимое содействие, и вести контроль за реализацией проекта. Особенно важно подумать о работниках (хотя у компании уже есть успешный опыт с закрытием Никелевого завода в 2016 году), и о социальных условиях жизни в Норильске, чтобы город продолжал жить и развиваться».
В любом случае решения о новой конфигурации металлургического производства на севере края будет взвешенными, обоснованными – и в том числе с научной точки зрения.