Метро и памятники: получена экспертиза по тоннелям от пл. Революции до мэрии Красноярска
В Красноярске опубликовали акт историко-культурной экспертизы о мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия – Центрального парка, краевой библиотеки, трех домов на ул. Маркса – при строительстве метро. Специалисты угроз памятникам не нашли.
Напомним, что в последние месяцы Красноярское метро – скоростной подземно-надземный транспорт – строится почти только на бумаге. Продолжаются многочисленные согласования отдельных частей проекта, идут экспертизы. Очередная из них, выполненная по заказу московского АО «Моспромпроект» красноярским ООО «Бюро историко-культурной экспертизы», завершилась 11 июля.
Она должна была установить, будет ли при строительстве метро (земляных, строительных и других работах) обеспечена сохранность объектов культурного наследия, которыми изобилует центр Красноярска.
В границы участка, где велись исследования, попали пять объектов: памятное место Центральный парк, административное здание 1950-х, где размещается краевая библиотека, жилой особняк «Провинциальное барокко» начала ХХ в. по Маркса, 96а, флигель усадьбы Тропина по Маркса, 96 и «Дом специалиста» – жилое здание 1930-х годов постройки на Маркса, 88, напротив остановки «Ул. Перенсона».
Все они имеют статус памятников культурного наследия регионального значения.
В выводах экспертизы говорится, что ни парк, ни библиотека, ни особняк в стиле барокко или флигель усадьбы не попадают в зону строительства тоннелей между площадью и мэрией.
Однако «Дом специалистов» частично окажется в этой зоне, так что для оценки возможного влияния работ там было проведено математическое моделирование. Программа позволила оценить параметры возможной осадки здания и запас прочности, и, согласно выводам специалистов, сохранность дома будет обеспечена.
«Прогнозируемые осадки объекта культурного наследия, попадающего в расчетную зону влияния, не превышают предельно допустимых значений», – говорится в выводах экспертизы. Тем не менее на объекте будет идти постоянный мониторинг.
Сами работы по строительству метро 2.8 этапа будут заключаться в сооружении перегона от монтажного котлована на площади Революции (который еще не вырыт) до котлована станции «Улица Карла Маркса» в районе домов №62 и 93а (также пока только в планах).
Два перегонных тоннеля длиной 1140 м каждый проделают под землей от площади тоннелепроходческие механизированные комплексы.
ТПМК пойдут параллельно с разбежкой в 1 месяц, после чего их демонтируют в демонтажной камере котлована на «Улице Карла Маркса». Извлекаемый грунт предполагается вывозить на полигон.
Перед этим метростроители займутся подготовительными работами – выносом коммуникаций в зоне строительства, установкой заборов, бытового городка и временных сооружений. Деревья, которые попадут в границы территории и могут быть сохранены, планируется оградить 2-метровыми щитами.
Также будет перезапущено дорожное движение в центре Красноярска, для чего раньше на проспекте Мира и ул. Маркса установили знаки.
Продолжительность подготовительного периода должна составить месяц. Только пока он никак не начнется.
Новостей о начале подземной проходки, которой должен заняться субподрядчик, «БТС-Мост», от станции «Ул. Шахтеров» к центру города, нет.
А у генерального подрядчика, АО «Моспроект-3», который заключил с Красноярским краем в лице госпредприятия «Центр транспортной логистики» контракт полного цикла, недавно сменился генеральный директор. Также на компанию в московский арбитраж подали новые иски о банкротстве – от ООО «НПП АСТЕР» и ООО «Причал».
Повлияют ли эти события на начало активного подземного строительства в Красноярске, неизвестно. Но новый глава компании Константин Матвеев заявил, что все работы по метро в регионах будут выполнены. А по информации ДЕЛА, вопрос о перекрытиях ул. Маркса планируется обсудить в ближайшее время.