Красноярские перевозчики пояснили рост тарифов на проезд
Инициаторами увеличения платы за проезд в общественном транспорте Красноярска, как обычно, стали перевозчики. Они имеют право обратиться в минтариф края с просьбой о повышении цен раз в год, и в этом году с такой инициативой вновь вышли, как и положено по регламенту, более 50% частников.
Руководитель одного из автотранспортных предприятий Николай Патрин рассказал журналистам, почему маршрутчики снова попросили о росте тарифа.
Качество транспортного обслуживания в городе – предмет вечной критики пассажиров. Но рост цен на проезд не поменяет ничего: он лишь поможет сохранить статус кво. Поддержание того, что есть, по мнению руководителя автотранспортной компании, и то требует больших усилий в ситуации, когда цены растут на все и вся.
По словам Николая Патрина, перевозчики пришли в минтариф еще весной. Министерство провело свои расчеты, экспертизу и пришло к выводу, что новая цена проезда составит 44 рубля.
«Экономически обоснованный тариф при этом выше, – говорит Николай Патрин. – У всех компаний по-разному, для кого-то это 48 рублей, для кого-то побольше».
Отвечая на вопрос, почему повышение произошло сразу на 8 рублей – почти на 25%, он поясняет: проблемы в общественном транспорте за год не исчезли, а лишь усугубились. И прежде всего это кадровый дефицит.
«По отрасли у нас не хватает 20-30% персонала. Нет достаточного количества водителей, кондукторов, мойщиков, ремонтников – проблема по всем специалистам. Мы вынуждены индексировать зарплату водителям, чтобы не ушли те, кто есть», – отмечает он.
В крае активно зовут людей на большие инвестпроекты – многие уезжают на вахту, другие переходят на более комфортную работу в такси, третьи – в доставку. «Людей выдернули из реального сектора экономики, и они пошли нам с рюкзаками еду разносить», – говорит перевозчик. Кроме того, по его словам, многие ушли на СВО. Гораздо меньше стало и иностранцев, которые раньше отчасти закрывали потребность в рабочих кадрах.
Между тем профессия водителя автобуса и сложна, и требует особой подготовки.
«Очень много стрессовых ситуаций. Еще в СССР психологи установили, что по их количеству и нагрузкам есть две сопоставимые профессии – водитель автобуса и летчик-испытатель. Ежедневно водители за рулем преодолевают сотни километров от остановки до остановки, от перекрестка до перекрестка, имея за спиной десятки пассажиров, за жизнь которых они несут ответственность. Чтобы работать водителем общественного транспорта, нужны и специальная квалификация, и стаж», – поясняет Патрин.
Но кадровая проблема далеко не единственная. Значительно выросли за год затраты на топливо: рост с февраля 2023 года превысил 25%. Увеличились в цене запчасти, готовятся подрасти коммунальные тарифы.
И значительно подорожали сами транспортные средства.
«Если 3 года назад мы покупали автобусы среднего класса за 7 млн рублей, то сейчас их просто нет на рынке, а аналоги стоят уже 11 млн. По-хорошему, транспортный парк надо обновлять каждые 7 лет, но сегодня сделать это очень сложно», – говорит предприниматель.
В общем, все в совокупности и создает необходимость брать больше денег с пассажиров.
Свои расходы частные компании не могут переложить на государство – они находятся на самоокупаемости.
При этом денег у перевозчиков на улучшение качества обслуживания тоже нет:
те же кондиционеры в автобусах означают заметный рост затрат. Так, сообщает Николай Патрин, машины с кондиционерами стоят на 300-500 тысяч рублей дороже, а расход топлива с таким оборудованием вырастает на 10%. Что в итоге также может отразиться на тарифе.
Так что и в следующем году, скорее всего, красноярцам надо готовиться к повышениям цен на билеты в маршрутках.