Черемшанка: зачем Красноярску второй аэропорт
В Красноярске объявлены торги на реконструкцию здания аэровокзала в аэропорту Черемшанка. В отличие от аэропорта Красноярск им. Хворостовского эта воздушная гавань редко фигурирует в краевых новостях.
Между тем второй аэропорт выполняет много важных функций и обслуживает более полутора десятка авиакомпаний, а его значение будет расти в свете больших транспортных планов региона. ДЕЛА выяснили, какие виды на «младшего брата» имеются сегодня.
Немного истории
Аэропорт Черемшанка открылся в 27 км от города 1 апреля 1988 года – через семь с половиной лет после начала эксплуатации аэропорта Красноярск, который тогда назывался Емельяново, и почти «через дорогу» от него.
С самого начала перелеты из второго аэропорта выполняли по местным маршрутам, также там обслуживали транзитные суда. В Черемшанке, как и в Емельяново, была построена одна взлетно-посадочная полоса – но вдвое короче, длиной всего 1,8 км и шириной 35 м. Так что этот аэропорт может принимать лишь небольшие самолеты: L-410, Ан-24, Ан-26, Ил-114, Як-40, ATR-42 и прочие.
На месте в 1988 году возвели типовой аэровокзал. Через 23 года, в декабре 2011-го, его постигла печальная судьба: здание почти полностью сгорело, так что пассажиров в течение нескольких лет отправляли в рейсы из помещений бывшего коммерческого склада. Причиной пожара стали в том числе нарушения правил пожаробезопасности – к примеру, в терминале даже не было пожарной сигнализации. К счастью, пострадавших в том ЧП не было.
Второй по счету аэровокзал Черемшанки площадью 1500 кв. м был построен в 2018 году по технологии быстровозводимых сооружений за 100 млн рублей. И вот теперь ему проведут реконструкцию. Начальная цена этого контракта составляет 11,5 млн рублей. Строительно-монтажные работы требуется выполнить в течение 120 дней. Объем, судя по срокам и финансированию, небольшой. И, как рассказали ДЕЛА в АО «КрасАвиаПорт» – компании-эксплуатанте Черемшанки,
работы касаются «технических аспектов инфраструктурного назначения».
Пропускная способность пассажирского терминала второго аэропорта составляет 100 человек в час и около 40 тыс. пассажиров в год. Но вот за 2023-й пассажиропоток
достиг отметки в 68,5 тыс. человек – 97% его пришлось на авиакомпанию «КрасАвиа», принадлежащую Красноярскому краю.
А за первые пять месяцев 2024-го услугами Черемшанки воспользовались свыше 20 тысяч красноярцев и гостей края. Несмотря на более скромные размеры аэропорта, качество обслуживания пассажиров и рейсов здесь соответствует современным стандартам.
Маленькие самолеты и площадка для экстренных служб
При этом из Черемшанки совершаются далеко не все региональные рейсы. Так, например, в Ванавару, Туру, Игарку, Хатангу, Северо-Енисейск и Байкит самолеты компании «КрасАвиа» отправляются из аэропорта Красноярск. Из Черемшанки воздушные суда летают в ту же Туру, Байкит, Ванавару, а также в Богучаны, Ярцево, Мотыгино, Туруханск и прочие населенные пункты края.
Казалось бы, зачем полеты разнесены на два аэропорта и почему их нельзя свести в один большой современный аэропорт и терминал – что, во-первых, позволит сэкономить, а во-вторых, сделает обслуживание пассажиров более комфортным?
Как выяснили ДЕЛА, у такого распределения рейсов есть объективные причины. К примеру, для некоторых воздушных судов, например, L-410, база для технического обслуживания есть только в Черемшанке.
И вообще у «дублера» много своих собственных функций. Прежде всего,
Черемшанка имеет значение не только как пассажирский аэропорт –
именно отсюда осуществляют полеты авиаотряд МЧС России, подразделения лесоохраны, часть бортов силовых министерств и ведомств.
Всего же через «скромный» аэропорт летают 15 перевозчиков, как пассажирских, так и специальных.
Прежде всего это «КрасАвиа» (67% самолетовылетов), а также «Арт Авиа», «ИрАЭРО», «Авиакомпания Тайга», хабаровские, абаканские, кызыльские компании. Самолеты летят из Черемшанки и на Крайний Север, и в Забайкалье, и в Бурятию.
Планы малые и глобальные
Эксплуатирует второй аэропорт «АО «КрасАвиаПорт», который в свою очередь находится в оперативном управлении ООО «Аэропорт Емельяново».
А вообще Черемшанка, как и «КрасАвиа», на 100% принадлежит Красноярскому краю. И у региона давно существуют значимые планы по ее развитию.
В частности, они касаются пополнения авиапарка базового перевозчика. На сегодня подписано соглашение с «Уральским заводом гражданской авиации» о поставках «КрасАвиа» 20 самолетов «Ладога», а ранее была достигнута договоренность о 10 самолетах ЛМС-901 «Байкал».
«Следующим шагом будет создание центра послепродажного обслуживания поступивших от завода-изготовителя новых региональных самолетов – с полным циклом технического обслуживания, складом комплектующих, необходимой наземной инфраструктурой», – рассказали ДЕЛА в «КрасАвиаПорт».
Но для Черемшанки обсуждаются и более глобальные перспективы. Так, есть планы развития объединенной аэропортовой инфраструктуры из двух авиаузлов. Кстати, эта идея звучала в 2019 году, а в 2021-м губернатор края докладывал о намерениях объединить Красноярск и Черемшанку – с созданием единой логистики и системы управления – президенту России.
В случае объединения аэропорт Красноярска станет двухполосным. При этом ВПП Черемшанки потребуется удлинить до 3,2 км.
Это позволит полосе принимать уже все типы воздушных судов.
Также еще с советских времен есть планы по строительству между полосами общей рулежной дорожки.
Как пояснили ДЕЛА в АО, проект создания и развития международного транспортного и производственно-логистического хаба на базе аэропортов Красноярск и Черемшанка на сегодня включен в КИП «Енисейская Сибирь»
и по нему «ведется документальная работа».
Так что, возможно, в ближайшее десятилетие в Красноярске появится большой авиаузел с двумя взлетно-посадочными полосами и терминалами, а также новыми мощностями для обработки грузов, доставляемых в отдаленные уголки Сибири.
Ну а пока в Черемшанке просто немного приведут в порядок пассажирский аэровокзал. На объявленный конкурс была подана одна заявка, и ее признали соответствующей требованиям. Скорее всего, этот подрядчик и займется реконструкцией терминала пока еще скромной региональной воздушной гавани.