Газификация Красноярска: «Сила Сибири – 2» так и не подписана
Тема газификации Красноярска, которую бурно обсуждали еще несколько месяцев назад, как-то постепенно затихла в публичном пространстве. О строительстве магистрального трубопровода «Сила Сибири – 2», к которому и собирались подключить Красноярский край, пока так и не объявлено.
В узких кругах между тем часто звучит мнение: газ в таких больших объемах Красноярску вообще не нужен. Исключительно «внутренний» проект просто экономически нецелесообразен – тянуть трубу без перспектив дальнейшего экспорта по ней энергоносителей в Китай совершенно нерентабельно.
Многие ожидали подписания договоренностей о начале строительства нового магистрального трубопровода из Западной Сибири через Красноярский край и Иркутскую область в Монголию и Китай (мощностью в 50 млрд кубометров в год) во время майского официального визита президента РФ в КНР.
Но этого так не произошло.
Почему у Красноярска не будет газа без Китая
Появление магистрального газа в Красноярске, если это и произойдет, может стать лишь следствием реализации куда более грандиозного проекта.
В противном случе строительство газотранспортной инфраструктуры (помимо самой трубы это компрессорные и газораспределительные станции) просто никогда не окупится. Ведь потенциальное внутреннее потребление его в центре Красноярского края слишком мало.
Во-первых, практически уже понятно, что все три ТЭЦ Красноярска не будут переводиться с бурого угля на голубое топливо. Такое переоборудование – очень затратное мероприятие, в сотни миллиардов рублей, и оно займет десятилетие. А федеральные власти уже дали понять, что не собираются оплачивать из бюджета такую реконструкцию ТЭЦ.
Кроме того, продолжается активное строительство новых угольных энергоблоков в Красноярске и вкладываются огромные средства в повышение экологичности существующей генерации – СГК уже инвестировала в экологическую модернизацию красноярских ТЭЦ свыше 50 млрд рублей.
Как рассказали ДЕЛА теплоэнергетики, за последнее время удалось добиться снижения выбросов на 5,5 тыс. тонн, а к началу 2025 года экологическим эффектом только от модернизации ТЭЦ-1 станет снижение общего объема выбросов на 20%, а снижение выбросов пыли – на 80%.
Понятно, что отказываться от уже практически завершенных, опять же многомиллиардных, проектов никто не готов. Как и перекладывать возможные затраты на газификацию на тариф для потребителей.
Поэтому ТЭЦ Красноярска, скорее всего, останутся угольными.
Во-вторых, понятно, что и газификация «от трубы» частного сектора Красноярска – затея весьма сомнительная. Тянуть через весь сибирский мегаполис к разбросанным по городу плотным районам индивидуальной жилой застройки огнеопасный газ – не лучшее решение. Учитывая, что придется изымать чьи-то земли, создавать зоны безопасности и отчуждения…
И это не говоря об итоговой при таких раскладах и объемах вложений в распределительную инфраструктуру стоимости газа для конечного потребителя.
Здесь выходом могло бы стать использование СПГ – в Красноярске уже сложилась какая-никакая структура потребления именно сжиженного газа частными лицами, малым и средним бизнесом. Сейчас его возят к нам из соседних регионов. Это дорого – сказываются затраты на логистику.
В одном из вариантов газификации предусматривается строительство недалеко от Красноярска завода по сжижению магистрального природного газа. Но это новые дополнительные затраты.
Однако даже при самых оптимистичных подсчетах частный сектор города сможет «освоить» не более 400 млн кубометров в год.
И это делает такую газификацию планово-убыточным мероприятием навсегда.
Надежду на экономически обоснованное вложение в строительство газотранспортной инфраструктуры в регионе могут дать только какие-то другие крупные потребители – промышленные предприятия. Но и здесь, даже если частный бизнес и согласится массово вкладывать деньги в переоборудование и новые производства, перспективы потребления пока колеблются вокруг цифры в 2 млрд кубометров.
Этого также недостаточно для рентабельного строительства магистрального газопровода.
Таким образом у Красноярского края одна надежда – что западносибирский газ на самом деле пойдет в Китай, а регион просто «подключится» к этой проходящей транзитом через его территорию трубе.
А что Китай?
Переговоры России и КНР вроде бы подходят к концу. Как 16 мая сообщил вице-премьер РФ Александр Новак, стороны намерены скоро выйти на подписание контракта по газопроводу.
«Мы планируем в ближайшее время все-таки закончить рассмотрение и подписать контракт по строительству газопровода мощностью 50 миллиардов кубометров газа через территорию Монголии. Есть еще и другие новые проекты», – сказал он.
Президент РФ по итогам государственного визита в КНР также сообщил, что в ходе переговоров была подтверждена заинтересованность обеих сторон в реализации «Силы Сибири – 2» и других энергопроектов.
«Подтверждена заинтересованность обеих сторон в реализации этих проектов. Потому что китайская экономика растет, она требует, соответственно, увеличения энергоресурсов. Ничего более надежного – мне кажется, что это очевидная вещь, – чем поставки из России, нет. …
Это всегда сложный процесс, вопрос в ценах, вопрос в том, кто сколько заработает.
Но стратегически мы точно совершенно – и одна, и другая страна – заинтересованы в реализации этих проектов, и мы будем это делать», – сказал глава государства.
Что говорит «Газпром»
Концерн по итогам прошлого года получил годовой убыток по МСФО в 629,1 млрд рублей. Убыточным стал именно газовый сегмент «Газпрома» – доходы от поставок за рубеж сократились в 2,6 раза.
Убыток случился впервые за четверть века.
Понятно, что после обрушения экспорта в западные страны Россия крайне заинтересована в скорейшей периориентации огромных добываемых объемов сибирского газа в Юго-Восточную Азию. Но также очевидно, что китайские партнеры не преминут воспользоваться ситуацией и будут настаивать на как можно меньшей стоимости и других крайне выгодных для себя условиях.
Поэтому переговоры по «Силе Сибири – 2» так сильно затягиваются.
Эксперты выражают слабую надежду, что подписание соглашения может состояться на Петербургском международном экононмическом форуме. Но это неточно.
При этом дорожную карту по газификации Красноярска должны были подготовить к концу февраля 2024 года. ДЕЛА еще в апреле направили в «Газпром» запрос о дорожной карте, однако на днях нам сообщили только, что ответ до сих пор находится в работе.
Что в итоге с газификацией края
Очевидно, что власти Красноярского края не могут повлиять на большие геополитические процессы. Поэтому с начала года некогда громкая тема газификации постепенно затихла в общественном пространстве. Все ждут решения Китая о новой грандиозной трубе через Центральную Сибирь и Монголию в Поднебесную.
В пресс-службе губернатора и правительства Красноярского края ДЕЛА сообщили, что
пока новостей о процессе газификации региона нет.