Аэропорту Красноярска обновили перрон – что дальше
В международном аэропорту Красноярск завершился первый этап реконструкции перрона воздушных судов. Накануне состоялось торжественное открытие объекта. Теперь у воздушной гавани города-миллионника появились новые возможности для обслуживания самолетов, а также перспективы развития как части международного транспортно-логистического хаба.
При этом вскоре масштабное строительство будет продолжено: ДЕЛА узнавали подробности о том, что нового появилось в аэропорту и какие изменения ждут его в ближайшем будущем.
Высокими темпами…
Первая очередь работ по реконструкции перрона была проведена в 2017–2018 годах, на вторую строители зашли в 2022-м. Обновление перрона, площадь которого выросла до 111 тысяч квадратных метров, обошлось в 2,63 млрд рублей. Эти средства, отметили в краевом правительстве, были высвобождены в результате реструктуризации задолженности региона перед РФ по бюджетным кредитам.
Благодаря модернизации объекта увеличится безопасность авиаперевозок и пропускная способность аэропорта.
«Открытие перрона позволит увеличить количество стоянок самолетов и сократить время их наземного обслуживания, что повысит эффективность флота нашего национального перевозчика и других авиакомпаний, летающих через Красноярск», – отметил губернатор Красноярского края Михаил Котюков. В среду вечером он оценил результаты работы вместе с замруководителя Федерального агентства воздушных сообщений Натальей Андриановой и гендиректором ПАО «Аэрофлот» Сергеем Александровским.
Губернатор отметил, что развитие аэропорта идет высокими темпами, в том числе при поддержке главы государства. Пассажиров встречает современный терминал, а построенная три года назад новая рулежная дорожка вдвое увеличила пропускную способность аэропорта.
«Вместе с тем есть потребность и в воссоздании базы технического обслуживания самолетов. В Красноярске хорошая инженерная школа, здесь умеют работать со сложной авиационной техникой. Будем развивать и это направление, что приведет к созданию новых рабочих мест и повышению транспортной доступности», – подчеркнул глава края.
…И по новым технологиям
Заказчиком реконструкции перрона с 2022 года выступает госпредприятие «Центр транспортной логистики». Заместитель директора по строительству ГПКК «ЦТЛ» Марина Банщикова рассказала ДЕЛА, что именно сделано на сегодня и какие работы еще предстоят.
В результате реконструкции перрон был расширен – благодаря этому число стоянок для воздушных судов увеличилось с 12 до 16, причем это объекты с дополнительными возможностями.
Так, две новых стоянки позволяют проводить прямо на месте (а не на рулежной дорожке) противообледенительную обработку самолетов, необходимую в межсезонье.
«Это первые стоянки на перроне в аэропорту, которые предусматривают возможность такой обработки на месте. Жидкость после обработки накапливается в емкостях и затем утилизируется силами специальной организации. Появление таких площадок означает, что противообледенительная подготовка воздушных судов пойдет в ускоренном режиме. Прежде в осенне-весенний период самолетам приходилось дольше ждать своей очереди», – отметила Марина Банщикова.
Еще одна особенность новых стоянок – возможность заезда и выезда воздушных судов. «Самоходных» объектов на перроне построили восемь. Самолетам там не требуются специальные тягачи, чтобы «припарковаться»: все операции руления они могут выполнять самостоятельно. Это в свою очередь тоже сокращает время постановки на стоянку и период техобслуживания, а значит, ускоряет вылет лайнеров по месту назначения.
В ходе реконструкции перрона были проведены и такие важные работы, как монтаж освещения, а также создание водосточно-дренажной сети. До начала реконструкции подобных сооружений на перроне не было. Теперь же там по всей площади ведется централизованный водосбор с последующей очисткой вод.
Еще одно новшество – пит-системы, установленные для подзарядки воздушных судов. Раньше электричеством самолет снабжали от передвижных станций на этапе техобслуживания. Теперь каждое воздушное судно может заряжаться автономно от пит-системы.
Гендиректор ООО «Аэропорт Емельяново» Евгений Владимиров в свою очередь отмечает:
«Качественно обновленный перрон обеспечит усовершенствование производства с внедрением новых технологий, что снизит экологическую нагрузку и повысит уровень квалификации работников авиаузла. А это, несомненно, позволит улучшить качество жизни в крае».
Все проектные решения для перрона аэропорта разрабатывала красноярская компания – институт «Красаэропроект», а по отдельным разделам привлекались специалисты из Санкт-Петербурга. Для каждой воздушной гавани такое проектирование индивидуально, но это всегда большая и сложная работа. Главными трудностями реконструкции перрона первого этапа в «ЦТЛ» называют необходимость работать в условиях непрерывного воздушного трафика.
«Строить в чистом поле всегда проще, чем в условиях действующего, да к тому же особо опасного и режимного объекта. Пришлось проводить демонтаж, разборку существующих покрытий, не останавливая движение воздушных судов, прорабатывать схемы перемещения техники, вопросы допуска специалистов и многое другое», – отмечает Марина Банщикова.
Но, несмотря на все сложности, реконструкцию завершили в срок. Генеральным подрядчиком работ, заключившим контракт с «ЦТЛ», стала компания «Возрождение» из Санкт-Петербурга, имеющая большой опыт в строительстве аэропортовых сооружений. Тот же подрядчик строил в красноярской воздушной гавани рулежную дорожку.
«Работы по условиям контракта были выполнены до конца 2023 года, сейчас получены все необходимые документы для эксплуатации перрона, он готов принять самолеты, самый большой из которых – «Боинг 777», – рассказал Андрей Боровской, директор филиала «Северо-Запад АО ПО «Возрождение». – У красноярского объекта есть свои особенности: здесь не очень простые грунты, с чем мы уже сталкивались, когда строили рулежную дорожку. В процессе работ на перроне было уложено около 75 кубометров бетона, в том числе марочного».
По словам директора, срок эксплуатации таких сооружений, как перрон аэропорта Красноярск, составляет 50 лет при соблюдении всех нормативных требований.
Планы на три года
Вторым этапом работ на перроне станет еще более масштабное строительство – в 2,5 раза превышающее по площади реконструкцию первого этапа. Так, например, предстоит параллельная реализация двух смежных проектов: «Роснефть Аэро» зайдет в аэропорт, чтобы построить здесь централизованную заправочную станцию (ЦЗС) с прокладкой коммуникаций под покрытием перрона.
В результате к самолетам не потребуется отправлять топливозаправщики: они будут получать топливо сразу из централизованной системы по сети трубопроводов. В связи с этим решением сам проект реконструкции перрона второго этапа, разработанный по заказу «Центра транспортной логистики», был откорректирован и прошел повторную госэкспертизу.
Предполагается, что второй этап работ продлится три строительных сезона.
«Пока реализация проекта запланирована на 2025-2027 годы. Мы ждем источника финансирования, прорабатываем различные программы совместно с аэропортом и Росавиацией. До конца года вопрос с финансовым обеспечением этого значимого проекта должен быть решен. Мы надеемся, что это произойдет в ускоренном порядке», – говорит Марина Банщикова.
Большое строительство в аэропорту, напомним, не ограничивается реконструкцией перрона. Впереди – работы по реконструкции одного из главных объектов, взлетно-посадочной полосы, которая исчерпает свой ресурс в 2027 году. Поручение правительству о ее обновлении дал во время совещания в конце августа президент России.
Проектирование ВПП было заказано в крае в марте за 185,7 млн рублей, а сами работы обойдутся по меньшей мере в 12 млрд. Кроме того, предполагается модернизация нового терминала, где расширится зона вылета, будет увеличено число выходов на посадку и появится вторая зона регистрации на рейсы.
Один из крупнейших воздушных узлов Сибири сможет в итоге, после реализации всех планов, обслуживать около 6 млн пассажиров в год.
«Аэропорт Красноярска – важнейший авиаузел для нашей страны. Благодаря поддержке правительства и Минтранса России его модернизация продолжится, – прокомментировала Наталья Андрианова, заместитель руководителя ФАВТ. – Обновленная инфраструктура поможет решению задачи, поставленной президентом: к концу этого десятилетия увеличить авиационную подвижность населения России как минимум в полтора раза к уровню 2023 года».