В Эвенкии планируют новые решения для развития энергетики и малой авиации
В Эвенкии на севере Красноярского края развиваются авиаперевозки и энергетическая инфрастурктура, однако в этих отраслях в связи с отдаленностью района и суровым климатом существует немало проблем. Для их обсуждения депутаты комитета по экономике и налоговой политике Заксобрания региона вылетели на место: выездное совещание парламентариев прошло в Туре.
В Эвенкию приехали председатель комитета Егор Васильев, депутаты Алексей Кулеш, Александр Новиков, Андрей Гаюльский, Максим Маркерт, Валерий Вэнго, Екатерина Уделько, Ирина Субочева, уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Григорий Дюкарев, представители власти.
Делегация побывала в аэропортах Горный и Тура МВЛ – в числе 12 небольших аэропортов края они находятся в управлении ФКП «Аэропорты Красноярья». За последние несколько лет объекты получили новые блок-модули (56), что позволило отремонтировать аэровокзалы, построить ангары и котельные, как, например, в Туре. А в 2024 году модульный аэровокзал появится в селе Ванавара.
Региональными перевозками на севере края занимается АО «КрасАвиа», маршрутная сеть которой насчитывает 34 региональные линии. Число пассажиров достигло в 2023 году 491 тыс. человек, включая 382 тыс. жителей края. В самой Эвенкии есть 3 аэродрома и 20 посадочных площадок.
Егор Васильев предложил представить
план ремонта и реконструкции вертолетных площадок в поселках Эвенкии, чтобы сделать воздушный транспорт более доступным для местного населения.
Обсудили депутаты и тарифообразование пассажирских перевозок: сегодня за билеты доплачивают из бюджета, и этих средств не хватает. По мнению депутатов Виктора Кардашова и Валерия Вэнго, туристы, которые летят на север, к примеру, чтобы поохотиться, должны платить полную стоимость билетов в коммерческих рейсах.
Отдельной темой стало энергообеспечение в Эвенкии.
Депутаты побывали на трех объектах по выработке тепло- и электроэнергии. На севере сложилась система с использованием трех теплоисточников, нефти, дизельного топлива и солнечной энергии. Так, на электростанции №1 МП «Илимпийские электросети» работают солнечные батареи и дизельная электроустановка, и этот опыт собираются масштабировать на Байкит.
Энергетика на Севере – очень затратная отрасль. Краю приходится субсидировать тарифы для населения, при этом потребление энергии на приполярных территориях растет. Увеличиваются расходы энергетиков на ГСМ, на ремонты, и на сегодня участники рынка накопили миллионные долги, что повлекло судебные иски. Глава Эвенкийского муниципального района Андрей Черкасов попросил у депутатов заложить средства на погашение долгов при корректировке бюджета. Депутат Андрей Гаюльский высказал по этому поводу свое мнение: «Почему мы из года в год недофинансируем предприятия, которые вынуждены экономить на обслуживании котельных и сокращать срок их работы? Решения судов в пользу предприятий – пятна на репутации органов власти края, которые нельзя допускать».
Егор Васильев резюмировал: по обоим вопросам нужны стратегические решения.
«В малой авиации рост пассажиропотока и стоимости перевозок заставляют все больше задумываться о том, как развивать эту отрасль в крае. Наметили основные решения по расширению здания аэропорта Горный, реконструкции ВПП, вертолетных площадок в поселках Эвенкии и обновлению бортов.
Что касается энергогенерации, то край вкладывает серьезные средства в модернизацию мощностей... Север требует больших текущих вложений. Предприятия энергогенерации находятся на грани финансовой состоятельности. Необходима стратегия, как они будут работать в течение следующих пяти лет».