Последний приговор: Анатолий Быков – благодетель или антигерой?
Скрипучее колесо Сансары сделало очередной оборот, и «авторитетный бизнесмен» Анатолий Быков окончательно реинкарнировался в организатора заказных убийств. Теперь уже официально, юридически, без стеснительных эвфемизмов. На прошлой неделе Красноярский краевой суд оставил без изменения приговор Кировского райсуда, который признал Быкова виновным в организации убийства криминального авторитета Владимира Филиппова.
Однако в Красноярском крае по-прежнему есть мнение об Анатолии Петровиче как о безвинно пострадавшем борце за идеалы справедливости, который многое сделал во благо региона. Поразмышляем об этих иллюзиях и реальности, с которой они неизбежно сталкиваются.
Закон есть закон
Предыстория вкратце. 11 декабря 2023 года Кировский районный суд Красноярска установил, что в 1998 году Анатолий Быков, возглавляя преступное сообщество, поручил руководителю подчиненной ему преступной группы убить своего конкурента в криминальной среде Владимира Филиппова. Что и было сделано: в ночь на 18 июня на улице Тимошенкова два бандита не менее шести раз выстрелили в жертву из пистолетов. Филиппов отдал Богу душу.
В совокупности, с учетом предыдущих «заслуг» и приговоров, суд назначил фигуранту 20 лет лишения свободы в колонии строгого режима.
Адвокат Быкова ожидаемо не согласился с таким решением, попросил краевой суд отменить приговор и направить дело на новое рассмотрение. Но суд высшей инстанции не нашел никаких оснований идти на попятную. И 12 марта оставил решение Кировского районного суда без изменений. 20-летний приговор вступил в силу. Похоже, Быкову теперь все же придется собираться на этап.
Напомним, что со дня его ареста 7 мая 2020 года состоялось три суда, которые вынесли «авторитетному бизнесмену» приговоры – каждый «весом» более 10 лет лишения свободы. За организацию убийства Александра Наумова и Кирилла Войтенко в 1994 году. За подстрекательство к убийству Андрея Неколова. И, наконец, – за организацию убийства Филиппова.
Бог не Тимошка, видит немножко, поэтому справедливость восторжествовала… Не уехать на зону с таким букетом достижений – это было бы плевком в гуманистические идеалы и пощечиной общественному вкусу, как выражались футуристы.
Так что для Анатолия Петровича настал час скинуть с себя рубище «политзаключенного», которое он старательно надевал в последние годы. Казалось бы, можно ставить на этом точку. По-христиански посочувствовать узнику (все же человек он не без способностей, его бы энергию да в мирное русло), пожелать ему крепкого здоровья, мужества перенести все невзгоды и выйти на свободу с чистой совестью, отсидев от звонка до звонка. Вернуться в мир переродившимся, многое осознавшим, раскаявшимся, наконец.
Но прежде хочется понять – что сейчас на душе у этого человека? Нет, не то, что напоказ, не бравада перед судом и телекамерами, не пафос великомученика и страдальца за счастье народа… А в те моменты, когда ты остаешься наедине с самим собой. Когда в тысячный раз прокручиваешь в голове свою жизнь и поступки. Что чувствуешь? О чем жалеешь? Понимаешь ли, что сидишь за дело?
Вот захлопывается за Анатолием Петровичем железная дверь камеры, лязгает замок, и остается он на узкой тюремной шконке один на один со своими тяжелыми мыслями. Приходят к нему по ночам призраки тех, чьи богатые могилы на Бадалыке выстроились рядами. Душа рвется на части и сердце обливается кровью…
Черта с два. Быков вполне доволен собой. Он убежден, что прожил жизнь праведника и благодетеля. Гордится этим. А как по-другому? Такая позиция – стена, за которой ты прячешься от остатков собственной совести. И никакие церкви с детдомами не спасут.
Есть у меня знакомый сотрудник ФСИН, наблюдавший на своем веку не одного такого «авторитета». Когда я однажды пытался поговорить с ним на эту тему, он усмехнулся в ответ:
«Достоевского начитался? Да ни о чем они не жалеют. Нет среди них Раскольниковых. Эти люди мыслят совершенно другими категориями, нет там ни угрызений, ни раскаяния. Тем более Быков. Жестокий, циничный, беспринципный… Хотел бы раскаяться, давно бы раскаялся…».
Но есть и другая сторона
Удивляют люди, которые по-прежнему пытаются водрузить над головой преступника нимб великомученика, пострадавшего за идеалы справедливости и интересы родного края.
Активных, по правде сказать, осталось не так уж много. Но на кухнях (которые сейчас переместились в соцсети), в компаниях людей, живущих в мире иллюзий, по-прежнему можно услышать, как много Анатолий Петрович сделал для края, для КрАЗа, каким щедрым меценатом он был.
Ну а что? Церкви строил? Строил. С такой-то биографией грех было их не строить – вдруг Там спросят, когда время придет? Детдом организовал? Организовал. Сирот-то в крае в годы криминальных разборок прибавилось. Спорт поддерживал? Ну так спортсмен же. И вокруг себя спортсменов собрал.
А вообще… Организатор убийств (что доказано судом) завладевает с помощью полузаконных, почти мошеннических схем государственным имуществом на сотни миллиардов.
Подминает под себя чуть ли всю промышленность Красноярска, легко отправляя на тот свет неугодных. Получает миллиардами шальные деньги, которые сваливаются на вчерашнего учителя физкультуры как снег на голову. И иногда с барского плеча раскошеливается в пользу бедных аж… на десятки миллионов. Ничего так соотношение, да?
Кстати, о налогах, которыми КрАЗ при Быкове якобы наполнял чуть ли не треть бюджета края. Если б так было на самом деле, цифры не были бы засекречены до сих пор. Их бы сторонники Быкова подняли на хоругви и тыкали ими в лицо каждому, кто посмел усомниться. Но где они, эти огромные суммы? Какая треть бюджета? Помню, в конце девяностых – начале двухтысячных я их пытался узнать, когда готовил статью для одного федерального издания. Простодушно обратился сначала в пресс-службу КрАЗа, потом в администрацию губернатора Лебедя. Внятного ответа нигде не получил. Продолжал искать, пока мне в той же администрации не намекнули: не совал бы ты нос куда не следует. Сказано тебе: много платят. Очень много. Так и напиши.
Кое-кто продолжает сейчас вспоминать, что при Быкове на КрАЗе были самые высокие зарплаты в городе. Естественно. Когда люди вообще не получали никаких. Или получали одеялами и водкой. Но он что, из своего кармана платил рабочим? Это не сами мужики зарабатывали себе на кусок хлеба тяжким трудом, стоя всю смену у электролизных ванн, на древнем производстве, модернизации которого Быков уделял примерно столько же внимания, сколько расшифровке письменности этрусков?
Сохранились старые черно-белые фото – каким был КрАЗ и его окрестности сразу после Быкова. Если коротко: бардак.
Такой обычно остается после людей, которые берутся за то, в чем разбираются, как суслик в балете. К тому же слово «экология» в те времена даже не звучало. Какие там «зеленые» технологии? Какие обожженные аноды и электрофильтры? Быков и слов-то таких не знал. Завод дает бабло? И замечательно. Будем выкачивать из него все, что можно.
Воспоминания о том, что при Быкове на КрАЗе была обалденная социалка, тоже не выдерживают никакой критики. Во-первых, она там и сейчас есть – людей на предприятии держит не только зарплата, но и приличный соцпакет, которого при Быкове и быть не могло. Во-вторых, те, кто вспоминает, что он содержал санатории-детсады-базы отдыха, почему-то забывают, что вся социальная инфраструктура завода была создана при СССР и упала Быкову в руки, считай, даром.
Но все это вещи материальные. В истории же с нашим антигероем есть еще один аспект. Морально-этический,
да простит мне читатель архаизмы.
Он сумел заронить в головы некоторых наших сограждан мысль, что плохих людей, злых, неправильных убивать можно. Без суда и следствия. Только потому, что ты, у которого есть сила и оружие, решил, что они плохие и неправильные.
Как будто в одной из главных христианских заповедей не два слова: «не убий», а целых шесть: не убий хорошего, а плохого убивай.
И если судить Быкова по самым высоким нравственным меркам, то он растлял души людей и разрушал мораль. А это похуже воровства. Он открыто демонстрировал обществу, что во имя «высокой» цели, во имя выгоды и собственных представлений о справедливости можно и нужно попирать закон. Слепая Фемида с ним не согласилась. Потому что вор должен сидеть в тюрьме. Рано или поздно. И будет сидеть.
Иначе и правда можно потерять веру в идеалы гуманизма.