Урбанист рассказал о сложностях заполярной Дудинки в Красноярском крае
Урбанист Петр Иванов описал в своем телеграм-канале специфику жизни в заполярной Дудинке, расположенной на севере Красноярского края. В числе сложностей, с которыми сталкиваются местные жители, он обозначил устаревший жилой фонд, вахтовиков и труднодоступность территории.
Как отмечает Петр Иванов, Дудинка – сложный город.
Несмотря на то, что примерно 2000 из 20 000 жителей работают в порту, Дудинка все еще не может считаться моногородом и претендовать на участие в программах, связанных с поддержкой таких населенных пунктов.
«До 2007 года Дудинка была центром Долгано-Ненецкого автономного округа. Т.е. региональной столицей, причем столицей региона, который получал мощнейшие налоговые поступления. Теперь же он является всего-навсего малым городом Красноярского края, и те налоги, которые раньше шли в Дудинку, идут в Красноярск. Как будто этого мало, в Дудинке сложная структура власти – муниципалитет подчиняется муниципальному району. При этом муниципалитет обладает полномочиями, а район получает финансирование. В этой модели очень сложно развиваться, потому как позиции муниципального района и муниципалитета по разным вопросам могут отличаться. А для слаженного развития необходимо согласие», – пишет урбанист.
Кроме того, хотя Дудинка и располагается на месте впадения одноименной реки в Енисей, в городе фактически нет легальных набережных, а подход к Енисею перекрыт морским портом.
Проект набережной на берегу Дудинки уже выиграл конкурс и получил финансирование, но построить ее в заполярном городе непросто.
Стройматериалы нужно привести с «материка» по воде, а подрядчик должен понимать, как вести работы в арктических условиях.
«А специфика законодательства о госзакупках в том, что по этому признаку фильтровать тех, кто выигрывает тендеры, невозможно. В итоге выигрывает какой-нибудь подрядчик из Краснодара, уверенный, что Дудинка – это где-то в ста километрах от Красноярска, приезжает в Дудинку, осматривается, чешет репу и понимает, что он тут ничего не понимает – и от греха подальше уезжает, так ничего и не сделав. И это очень сильно мешает в реализации городских проектов, даже если удается найти на них бюджетирование», – рассказывает Петр Иванов.
В числе проблем Дудинки обозначены отсутствие нового жилого фонда и аварийность ряда домов, а также упадок сетей, из-за которого вода поступает в квартиры уже желтой.
Из-за климата сложно также вывозить мусор. Регоператор базируется в Норильске, и мусоровозам приходится ездить 100 км в одну сторону, а в зимнюю пургу проезд по дороге и вовсе невозможен.
Плюс в Дудинке нет своих складских помещений, что, сообщает урбанист, влияет на цены:
«Поэтому продукты и товары народного потребления прибывают в Дудинку кораблями, потом отправляются в логистический центр в Норильске, а оттуда уже возвращаются в Дудинку и попадают в магазины. С наценкой за дополнительные 200 километров пути».
Не остались без внимания и вахтовики, которых работодатели порой заселяют по десять человек в одну комнату или иногда организуют в выкупленных квартирах вахтенные хостелы. Морской порт, тоже использующий труд вахтовиков, при этом создал вахтенный поселок на территории самого порта, и за правилами проживания там следят. А вот поведение вахтовиков на квартирах в Дудинке остается на их совести:
«Общее ощущение куража и свободы от обязательств приводит к тому, что вахтовики кидают мусор мимо урны, оставляют надписи на стенах, шумят, в целом ведут себя неприятно. Потому как сегодня они в Дудинке, завтра они на Камчатке, послезавтра на Урале, какой смысл проявлять вежливость к принимающей территории, если с ней ничего не связывает и никогда не свяжет».
При этом работа вахтенным методом никак не регулируется законом. Работодатели не обязаны строить поселки для работников и контролировать их поведение, а власти никак не могут на это повлиять.