Потребление алюминия отражает уровень жизни в стране
В ходе выставки-форума «Россия» на ВДНХ пошли Дни алюминия. Представители власти, бизнеса и эксперты приняли участие в пленарной и тематических сессиях, на которых обсудили значимость алюминиевой отрасли в российской экономике.
Металлурги представили на форуме специальный павильон, изготовленный из «авиационного металла», где продемонстрировали свои достижения и инновационную высокотехнологичную продукцию на основе алюминия. Также для гостей форума была организована экскурсия, которую провела председатель «Алюминиевой ассоциации» Ирина Казовская.
Вызовы отрасли
Ирина Казовская отметила, что сегодня металлурги столкнулись с небывалым внешним давлением и неблагоприятной глобальной конъюнктурой: биржевые цены на алюминий упали более чем на 40%, изменилась логистика. В то же время компании несут высокую социальную нагрузку, что затрудняет вложение средств в новые мощности и модернизацию производств.
«Развитие внутреннего спроса является важнейшей задачей, которая должна совместно решаться участниками рынка – за счет создания новой продукции и информирования потребителей о ее преимуществах, повышения качества продукции и ее потребительских свойств благодаря совершенствованию технологических процессов, – прокомментировала Ирина Казовская. – Мы убеждены, что развитие потребления должно идти именно от регионов, что принесет пользу как алюминиевой отрасли, создав дополнительный спрос, так и развитию территорий, которые получат современные решения при реализации инфраструктурных и социальных проектов, а также дополнительные стимулы для деятельности промышленных предприятий».
Также она обратила внимание на такие важные инструменты, как стандартизация и техническое регулирование.
«За последние годы мы сделали большой шаг вперед в совершенствовании нормативной базы. И, безусловно, нельзя забывать о защите рынка и восстановлении экспорта алюминиевой продукции», – добавила Ирина Казовская.
Она заявила, что сегодня сырьевая база РУСАЛа частично потеряна, и компания завозит сырье из-за рубежа, что очень сложно.
«400 млрд рублей вкладывает РУСАЛ в Ленинградский глиноземный завод, чтобы создать собственную сырьевую базу. Также много средств, будучи социально ответственной компанией, он тратит на социальные проекты. К примеру, 380 млрд рублей инвестируется в экологическую модернизацию алюминиевых заводов», – пояснила Ирина Казовская.
Замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов также высказался о том, что развитие алюминиевой отрасли невозможно без сырьевой независимости, поэтому проект компании в Ленинградской области имеет большую значимость.
В числе вызовов был назван недобросовестный импорт в Россию алюминиевой продукции по демпинговым ценам. Металлурги давно высказываются о необходимости защитить внутренний рынок. По мнению замминистра, в случае установления фактов демпингового импорта необходимо выносить возможность введения защитных пошлин на Евразийскую комиссию.
Потребление растет
О развитии и проблемах отрасли бизнес и представители власти поговорили на пленарной сессии. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров отметил ее важность для экономики страны. Он подчеркнул, что это не только высокотехнологичная и быстрорастущая индустрия, но и флагман развития других базовых секторов промышленности России.
«Спрос на отечественный алюминий на внутреннем рынке с каждым годом увеличивается, и это во многом является индикатором уровня экономического и промышленного потенциала России», – сказал он, добавив, что за последние годы алюминиевая отрасль достигла значимых успехов.
В ходе дискуссии было отмечено, что благодаря кооперации предприятий алюминиевой индустрии стали возможны разнообразные проекты в области строительства, энергетики, транспортной инфраструктуры и других отраслях. Таким образом, сегодня отрасль стала одним из драйверов инновационного развития.
По словам замминистра Виктора Евтухова, доля алюминиевой промышленности в ВВП достигла 1,5%.
Сегодня Россия занимает второе после Китая место в мире по производству первичного алюминия – 4,1 млн тонн в год.
Растет и потребление этого металла: за 8 лет показатель увеличился с 7 до 10 кг на душу населения. Как было отмечено, это является одним из индикаторов уровня развития страны: из алюминия производят продукцию с высокой добавленной стоимостью, экологичную и высокотехнологичную.
«Одним из основных показателей развития экономики государства является потребление алюминия на душу населения, и здесь Россия уступает многим странам. В Китае, США, Германии, Франции – в разы больше. Но это не потому, что мы недостаточно развитые или не понимаем, что алюминий – прекрасный высокотехнологичный материал с большой палитрой потребительских свойств. Дело в том, что до сих пор считалось, будто производство из алюминия дороже, чем из традиционных материалов. Но сейчас мы видим, что за счет роста масштабов производства производители могут давать более низкие цены», – прокомментировал Виктор Евтухов.
Крылатый металл нужен всем
Министр строительства и ЖКХ Сергей Музыченко отметил, что алюминий – это ключевой металл строительной отрасли, на который приходится около четверти всего внутреннего потребления. Он является одним из основных материалов при строительстве и используется в конструкциях зданий, мостов, фасадов и витражей.
Министр подчеркнул, что достижение национальных целей в сфере строительства было бы невозможно без использования современных технологий и материалов, и алюминий – это инновационное решение для реализации самых амбициозных строительных проектов.
«Сочетая в себе функциональность и экологичность, этот металл предоставляет строителям, архитекторам и дизайнерам новые возможности для творчества и воплощения самых смелых идей. Строительная отрасль – один из главных потребителей алюминия на российском рынке, причем тренд применения алюминиевых конструкций только растет», – привел Сергей Музыченко слова зампреда правительства РФ Марата Хуснуллина.
Второй после строительной отрасли по потреблению алюминия является производство алюминиевых банок и фольги, а также энергетика. Спрос на алюминий ежегодно растет – самые разные производители ценят его легкость, прочность, экологичность и возможность бесконечной переработки. Переход на алюминий – это глобальный тренд.
«Алюминий обладает уникальными качествами – это, в первую очередь, легкость, устойчивость к коррозии, прочность и, что для энергетики очень важно, высокая электропроводимость. Все это делает его как материал буквально незаменимым для электротехники и для электроэнергетики, – сказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев. – Он практически незаменим в таких отраслях, как газодобыча, газопереработка и нефтедобыча, будучи устойчивым к агрессивности среды».
Все для высоких технологий
В России имеются самые передовые технологии для производства конечной продукции из алюминия – высокотехнологичных изделий. Нужные компетенции в стране развиваются комплексно. Сотни компаний из всей цепочки – от создания полуфабрикатов до готовой продукции – обеспечивают потребности ключевых отраслей промышленности.
По словам директора по развитию рынка дирекции по сбыту РУСАЛа Евгения Васильева, в этом году компания произведет 169 тыс. тонн дополнительного объема потребления металла только благодаря развитию и внедрению новых продуктов и решений.
«Это работа, связанная с наукоемким проектами, работа многих научно-исследовательских институтов, института ИЛМиТ. Это новые сплавы, которые обладают более серьезными характеристиками и свойствами», – пояснил он.
Комплексный план
В мае 2023 года правительство РФ утвердило план по стимулированию спроса на продукцию алюминиевой промышленности до 2025 года с перспективой до 2030-го. Участие в разработке этого документа принимала «Алюминиевая ассоциация».
Ключевым направлением плана стала разработка и реализация региональных программ, которые предусматривают применение высокотехнологичных конструкций и изделий из алюминия и сплавов в жилищном, промышленном и социальном строительстве, а также авиационной, транспортной и других отраслях.
«План имеет региональную повестку, чтобы все регионы приняли свои программы по применению алюминия. Мы стараемся завлечь в нашу сферу как можно больше контрагентов из всех отраслей, из автопрома, энергетики, там, где алюминий все активнее используется. Мы с оптимизмом смотрим на его перспективы, несмотря на все санкционные ограничения», – прокомментировал Виктор Евтухов.