Лесосибирск превратят в транспортный узел Красноярского края
Город Лесосибирск, расположенный на Енисее чуть ниже впадения в него Ангары, собираются превратить в полноценный транспортно-логистический узел. Для этого планируют построить новые дороги вглубь приангарской тайги и модернизировать железнодорожную ветку, связывающую этот промышленный центр с Транссибирской магистралью.
Министерство экономики Красноярского края продолжает подготовку комплексного плана развития опорных городов региона, к которым относится и 56‑тысячный Лесосибирск. Будущее этого сибирского города, оправдывая его название, по-прежнему связывают в основном с лесопромышленным комплексом. Но не только.
Автодорога Высокогорский – Северо-ЕнисеЙский
Ввод в строй (по национальному проекту «Безопасные качественные дороги») Высокогорского моста открыл большие перспективы освоения правобережья Енисея и Ангары.
Сейчас основные работы сосредоточены на модернизации трассы от моста вдоль Енисея в сторону Епишино и далее уже на Северо-Енисейский – к богатым золотоносным месторождениям.
Как рассказали ДЕЛА в министерстве транспорта Красноярского края, реализация I этапа реконструкции автодороги Енисейск – Высокогорский протяженностью 15,5 км будет завершена уже в этом году. Заключение госконтракта по следующему этапу реконструкции планируется в марте, а ввод этого второго обновленного участка в эксплуатацию – в конце 2025 года.
Также уже получено положительное заключение государственной экспертизы на следующий шаг – реконструкцию участка в месте сопряжения дороги с ответвлением на Северо-Енисейский район.
Трасса Лесосибирск – Высокогорский – Мотыгино – Раздолинск
Параллельно идут активные работы и по проектированию совершенно новой автодороги, ведущей от Высокогорского на восток через глухую тайгу Нижнего Приангарья до пгт. Мотыгино на правом берегу р. Ангары.
Строительство новой 135-километровой трассы планируют разбить на два этапа через единственное жилое поселение на всем этом пути: пос. Высокогорский – д. Татарка протяженностью 45 км и Татарка – Мотыгино протяженностью 90 км.
Помимо доступа к богатым лесным ресурсам, дорога позволит круглогодично снабжать многочисленные рудники и горно-обогатительные комбинаты Мотыгинского района. А также стабильно выполнять вывоз обогащенной руды с ГОКов непосредственно в Лесосибирск. Откуда готовая продукция может отправляться уже железнодорожным или водным транспортом.
На данный момент проектная документация по участку автомобильной дороги на отрезке Татарка – Мотыгино (II этап) уже получила положительное заключение государственной экспертизы. А документация по участку Высокогорский – Татарка (I этап) проходит госэкспертизу, которая должна завершиться уже в этом году.
Ориентировочная стоимость всего строительства по текущим ценам составляет более 23 млрд руб. и будет уточнена после прохождения экспертизы. Для понимания масштабов – это в три раза дороже Высокогорского моста со всеми автомобильными подходами к нему.
Сроки выполнения работ будут зависеть от наличия источников финансирования дорожного фонда Красноярского края, но пока власти ориентируются на 2025–2030 гг.
Также в планах дальнейшее развитие данного направления от Мотыгино до Раздолинска (асфальтобетонная трасса – ориентировочная стоимость ее реконструкции составляет 3,6 млрд) и к богатым рудным месторождениям сурьмы и золота в районе Южно-Енисейска.
Продолжится и планомерное приведение в нормативное состояние главной региональной автодороги 04К-044 Енисейск – Красноярск (Енисейский тракт): на ближайшее время запланированы ремонтные работы еще на 17 км трассы.
Кроме того, правительство Красноярского края уже задумалось и о строительстве автодороги Лесосибирск – Ачинск, идущей примерно параллельно ж.д.-линии. Но это, как пояснили ДЕЛА в краевом минтрансе, пока что дело отдаленного будущего.
Железная дорога Лесосибирск – Ачинск – Транссиб
Ответвление от станции Ачинск на северо-восток к месту объединения многочисленных лесопильных заводов в крупные ЛПК начали прокладывать в 1955 году, станцию Лесосибирск открыли в 1961-м, но только в 1967 году вся дорога целиком была принята в постоянную эксплуатацию.
Так же, как и при строительстве примерно в то же время ветки Южного хода Транссиба, в целях экономии средств железную дорогу сделали однопутной, с разъездами и станциями. Но, в отличие от трассы Абакан – Тайшет, ее еще и не стали электрифицировать.
Сейчас дорога активно используется для транспортировки различных лесных грузов, в меньших объемах – руды. В летние месяцы по ж.-д.-ветке от НПЗ и Транссиба до нефтеналивного речного терминала в Абалаково и до глубоководного порта в Лесосибирске доставляются для перевалки на речной транспорт грузы для Северного завоза.
Как рассказали ДЕЛА в Красноярской железной дороге, текущая пропускная способность участка – 12 поездов в сутки, и это пока даже превышает существующую потребность Лесосибирского промышленного кластера в грузовых железнодорожных перевозках.
Недавно был реализован проект технического перевооружения станции Лесосибирск – внедрена микропроцессорная система управления, а на текущий год запланирован капитальный ремонт пути на участке Абалаково – Лесосибирск.
При этом при необходимости есть возможность вывозить еще больше грузов, используя действующую инфраструктуру.
«Если спрос на перевозки вырастет, то его позволят обеспечить имеющиеся пропускные резервы. Кроме того, Красноярская железная дорога готова увеличить объемы погрузки и за счет формирования длинносоставных поездов – технологии вождения тяжеловесных грузовых составов мощными тепловозами серии 3ТЭ10», – пояснили нашему изданию в КрасЖД.
При этом железнодорожники все-таки прорабатывают и возможность дальнейшей модернизации ветки на перспективу в увязке с развитием всего Лесосибирского промышленного кластера и ростом грузопотоков с Нижнего Приангарья.
Так что если все планы властей Красноярского края будут реализованы, Лесосибирск должен стать полноценным транспортно-логистическим узлом и в целом межрайонным центром всего Нижнего Приангарья и Среднего Енисея.