Молодые ученые из Красноярска высказали депутатам предложения по поддержке науки
Накануне Дня науки депутаты Заксобрания Красноярского края встретились с молодыми учёными. Парламентарии и председатели Советов молодых ученых ведущих вузов края и ФИЦ КНЦ СО РАН обменялись предложениями о мерах привлечения молодежи в науку.
День российской науки отмечается сегодня, 8 февраля. 300 лет назад в России учредили Академию наук.
Краевой парламент в преддверии праздника посетили председатели Советов молодых ученых, действующих при СФУ, педагогическом, аграрном, медицинском университетах, Университете Решетнёва, Сибирском юридическом институте МВД и Красноярском научном центре СО РАН. Для них провели экскурсию, в том числе по выставке в честь выдающихся учёных края.
Затем молодые учёные пообщались с депутатами, многие из которых имеют ученые степени и звания.
В крае создан свой научно-образовательный комплекс — экосистема, которая позволяет готовить молодые научные кадры. Она включает вузы, один из первых в России региональный научный центр, научно-образовательный центр «Енисейская Сибирь». При губернатор сформирован Совет молодых ученых и специалистов.
В сферу депутатского внимания, прежде всего, входит работа Краевого фонда науки. Именно Заксобрание утверждает приоритетные направления господдержки научной, научно-технической деятельности в крае.
В прошлом году учёные региона получили около 337 млн рублей на реализацию 225 проектов.
Следующее направление — поддержка вузов. В 2023 году депутаты приняли закон о грантах организациям высшего образования. Есть и прямая помощь молодым ученым — государственные премии Красноярского края.
Депутаты поинтересовались у гостей, что, на их взгляд, необходимо доработать в действующей системе.
Председатель Совета молодых ученых и специалистов при губернаторе, руководитель направления по молодёжной науке СФУ Константин Кистерский поднял вопрос о материальной поддержке аспирантов. Для них также необходимы именные стипендии, гранты, соцпакет. Нужны механизмы поддержки долгосрочных исследований, которые не дают настолько быстрой отдачи и внедрения в производство, как IT-проекты.
По мнению председателя Совета научной молодежи Красноярского научного центра СО РАН, эксперта Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Президенте России Ивана Петерсона,
воспитание будущих ученых нужно начинать со школы.
Он рассказал о проекте «Опорные школы РАН», запущенном несколько лет назад. В различных школах Красноярска создали опорные классы, где дети обучаются три года, в прошлом году прошел первый выпуск. Иван Петерсон попросил поддержки краевого парламента в развитии этого проекта.
«Сегодня прикладная наука, базирующаяся на академических разработках, решает важнейшие для экономики и социальной сферы вопросы по достижению стратегических интересов России. В крае сформированы свои инструменты — Краевой фонд науки, гранты и стипендии для молодых ученых. Важно, чтобы эта система была в режиме постоянной настройки и диалога с самим научным сообществом. В этом плане разговор получился очень содержательным в плане того, соответствует ли действующая система мер в решении задачи формирования красноярской научной школы, достижению научных результатов и практических решений», - отметил председатель ЗС Алексей Додатко.
Спикер предложил обобщить прозвучавшие предложения, чтобы депутаты продолжили работу над ними в рамках своих полномочий.