Красноярские трамваи не сдвинулись с места
В прошлом году в Красноярске затеяли грандиозную «трамвайную революцию». Для этого с московской компанией «Мовиста регионы Красноярск» была заключена концессия, согласно которой инвестор должен был заняться развитием рельсового наземного электротранспорта, в том числе модернизацией путей и строительством нового депо.
Но реализация графика амбициозных планов пока срывается, и никто не может объяснить, почему так происходит. Впрочем, в мэрии Красноярска надеются, что проект еще можно осуществить.
Напомним, соглашение подразумевает, что город передаст «Мовисте» объекты трамвайной инфраструктуры на 20 лет, а та проведет реконструкцию линии на Красрабе, построит ветку в Солнечный через Октябрьский мост и закупит новый подвижной состав, обновит депо и подстанции.
Объемы инвестирования оцениваются в десятки миллиардов рублей. У города таких средств нет, и вариант с концессией выглядит обнадеживающим.
Однако сразу что-то пошло не так. Пути на Красрабе Красноярск стал обновлять почему-то своими силами, без участия «Мовисты». Затем в мэрии признали, что по концессии возникли серьезные риски, а потом и вовсе заявили, что условия договора, возможно, будут пересмотрены.
Сейчас воз и ныне там. В самой «Мовисте» предпочитают не комментировать состояние дел с красноярской трамвайной концессией. В мэрии на вопросы ДЕЛА ничего нового не сообщили. Кстати, денег «Мовисте» тоже никаких пока не платили. Собственно, платить-то и не за что.
«Обсуждение возможных изменений в подходах к реализации проекта продолжается. Средства из бюджета города в рамках концессионного соглашения не выплачивались», – прокомментировали нам ситуацию в городской администрации.
Одной из последних подвижек в развитии Красноярского трамвая является ожидаемая поставка всего одного нового вагона, который заказали еще в прошлом году. Трамвай прибудет из Усть-Катавского вагоностроительного завода (УКВЗ, предприятие Роскосмоса в Челябинской области). В документах закупки указано, что его должны были привезти в Красноярск до 1 февраля, но в мэрии сейчас уточнили, что это произойдет до конца зимы.
Но и за этот трамвай Красноярск заплатил сам: 83 млн рублей.
При этом, например, в Ярославль и Липецк (которые тоже заключили концессию с «Мовистой») еще в прошлом году поставили трамваи производства того же самого УКВЗ, но, в отличие от Красноярска, их купила сама московская фирма в рамках концессии. Активно развивается концессия той же «Мовисты» в Курской области и в Перми.
«Новые трамваи Усть-Катавского вагоностроительного завода, изготовленные для Липецка в рамках концессионного соглашения, поставлены на рельсы … Современный низкопольный трамвай производства Усть-Катавского вагоностроительного завода прибыл в Ярославль. Поставка техники осуществляется в рамках концессионного соглашения, заключенного между Ярославской областью и компанией «Мовиста Регионы Ярославль», – сообщала пресс-служба «Мовисты» в прошлом году.
А в начале этого года власти Перми рассказали о выходе на линию всех 30 поставленных новых трамвайных вагонов.
Это позволило городу полностью вывести старые КТМ-5 из эксплуатации и перейти на современный подвижной состав. Помимо этого, «Мовиста» по похожему соглашению также реконструирует 35 км путей: там работы, в отличие от Красноярска, благополучно стартовали в 2023 году.
Почему Красноярску при этом досталась роль «бедного родственника», непонятно. А информационная закрытость концессионера и властей не позволяет прояснить этот вопрос.
Словом, концессия зависла. В мэрии ДЕЛА сообщают, что «вопросы дальнейшего обновления парка трамваев прорабатываются».
У Красноярского края, который также является участником концессионного соглашения, судя по всему, нет конкретного плана по трамваям.
Ну а старые трамваи (две трети трамвайного парка города) тем временем дребезжат полупустыми по нескольким оставшимся маршрутам. Таким образом, пока кардинальное обновление трамвайной инфраструктуры Красноярска к 400-летнему юбилею сибирского города остается под вопросом.
Если только за обещанную прокладку новых путей через Енисей на левый берег и заказ новых современных вагонов не возьмутся ударными темпами в самые ближайшие месяцы.