Метротрамваи побегут по советским тоннелям: Красноярскому метро изменили схему
Проект нового для Красноярска скоростного транспорта продолжают подстраивать под городские реалии. На днях были приняты очередные изменения в проект планировки территории под первый этап строительства метротрама. Построенные в советские годы тоннели решили задействовать в новом проекте. Это позволит существенно сократить объем новых проходческих подземных работ.
Каждую неделю в правительстве края проходят заседания штаба, на которых обсуждают ход непростого процесса. ДЕЛА выясняли, что еще поменялось в проекте и на какой стадии сейчас находится стройка.
Как следует из обновленного документа, изменения пришлось принять в связи с тем, что немного поменялась трасса объекта, было уточнено расположение остановочных пунктов и добавились дополнительные участки, которые попадают в полосу отвода для строительства подземки.
«Основные изменения касаются участка в Северо-Западном. В откорректированном проекте линия пойдет не оттуда, где сейчас находится рынок Октябрьского района, а с противоположной стороны, где начинали строить «советское» метро. Таким образом, принято решение об использовании старых подземных коммуникаций в новом проекте», – рассказали ДЕЛА в Центре транспортной логистики, заказчике красноярского метротрама.
По мнению губернатора Красноярского края Михаила Котюкова, подход, при котором предполагалось отказаться от уже готовых коммуникаций, был неправильным.
«Зачем строить еще один тоннель сверху, если есть объект, в который уже вложены значительные средства?
На еженедельных штабах по метро мы не раз обсуждали, что логично было бы включить существующую ветку в новый проект. После детального изучения всех технических возможностей такое решение принято. Благодарен минстрою России и вице-премьеру правительства страны Марату Шакирзяновичу Хуснуллину за поддержку Красноярского края в этом вопросе», – отметил глава края.
Таким образом, проектную документацию корректируют с учетом того, чтобы в проекте был задействован тоннель от Высотной до Копылова.
Принципиальные изменения предстоят в связи с этим и в строительстве одной из станций: если в первоначальном варианте предполагалось возведение четырех подземных и двух наземных остановок («Высотная» и «Шахтеров»), то в обновленном проекте
наземная станция будет всего одна – «Улица Шахтеров» на Взлетке.
В связи с корректировкой проекта появилась необходимость изъятия новых земельных участков. А те, что предполагалось задействовать, останутся нетронутыми (чему очень рады, например, в одном из гаражных кооперативов, объекты которого вначале предполагалось убрать). Резервируемых земель даже окажется немного меньше.
Тем не менее объектов под снос остается довольно много: это 4 нежилых здания, 7 хозпостроек, 15 жилых домов, АЗС на ул. Бограда, рынок, диспетчерская ж.-д. вокзала, 26 гаражей и прочая недвижимость.
Сейчас ведутся дополнительные изыскания – шурфы роют в районе ул. Высотной и Копылова.
Как именно пойдет метро «по наиболее напряженному пассажирскому потоку левобережья» согласно корректировке?
Метротрам начнется от границы проектирования веток в электродепо в районе пересечения ул. Тотмина, Высотной и Гусарова (справа от ул. Высотной, если смотреть в направлении от города). Соединительная ветка от депо пойдет по территории автопарковки рынка Октябрьского района к первой конечной, станции «Высотная».
Ее будут строить в существующем котловане как подземную станцию мелкого заложения с наземной частью.
Площадь ее составит 5400 кв. м с пассажирской зоной примерно в 930 квадратов, длина – 112 м, а длина платформы – 60 м.
Открытым способом работы планируют выполнять от остановки «Почта» на Высотной. Затем строители углубятся под землю в створе ул. Высотной и Годенко.
Следующая станция, «Улица Копылова», будет единственной станцией глубокого заложения пилонного типа с наземным вестибюлем, длиной 90 м. Площадь станции составит 9700 кв. м, включая пассажирскую зону в 2400 кв. м. Длина платформы та же, 60 м.
Выход с этой остановки метротрама увяжут с подземными переходами через Копылова и Киренского.
От этой станции метростроители также пойдут под землей, под ул. Копылова и Красной Армии в сторону Николаевского проспекта. Тоннель продолжится под малоэтажной Николаевкой, пересечет ул. Кецховели и Революции и пройдет под железнодорожными путями до вокзала.
Видео из прежде построенных тоннелей Красноярского метро:
«Вокзальную» планируют мелкого заложения, длиной 135 м, площадью примерно как «Высотная». Здесь же обустроят станционный тупик и съезды (которые построят открытым способом).
От «Вокзальной» движение пойдет под землей в створе ул. Братьев Абалаковых. Путь проложат под ул. Профсоюзов, Красной площадью, ул. Робеспьера и продолжат под ул. Карла Маркса до следующей остановки.
Станция «Площадь Революции», которую соорудят открытым способом, также будет мелкого заложения, длиной 153 м, площадью 6500 кв. м (пассажирская зона – 1250 кв. м) и с двумя подземными вестибюлями, в отличие от предыдущих станций.
Чуть больше по площади будет следующая станция мелкого заложения «Карла Маркса» – 7200 кв. м (с 1250 кв. м под пассажирскую зону), ее длина составит 193 м. Здесь также планируется два вестибюля под землей. К этой станции от площади Революции предусмотрена подземная проходка.
Закрытым способом будет сооружен и следующий тоннель, от Маркса на восток и север – под ул. Парижской Коммуны, пр. Мира, ул. Ленина, ул. Конституции, под рекой Качей, Качинской и Игарской улицами.
Трасса выйдет в створ Енисейской улицы, а затем пойдет вдоль Шахтеров, пересекая ул. Диксона, Разина, Гагарина, Березина, Мужества, чтобы пройти в створе ул. Молокова. На поверхность работы выйдут в районе подстанции «Весна».
Отсюда начнется наземный участок трассы, и конечная «Улица Шахтеров» будет единственной наземной станцией первой линии. Правда, с подземными пешеходными переходами.
Площадь станции составит 3100 кв. м (включая 900 кв. м для пассажиров), длина – 112 м. Завершится первый маршрут метро у остановки «Оптима» на ул. Молокова. За станцией предусмотрено перспективное наземное путевое развитие в сторону Северного.
Между станциями тоннели будут однопутными – диаметром 5,4 м. От «Высотной» до «Копылова» длина их составит 2600 м, далее до «Вокзальной» – 2020 м, до «Площади Революции» – 1370 м, до «Ул. Карла Маркса» – 1360 м. Последний перегон окажется самым длинным: 3650 м.
В новой редакции документа исключено описание перспектив развития метротрама – в частности, до Элиты и в сторону Северного
(но при этом сохраняется упоминание о трамвае через Коммунальный мост: с перспективной пересадкой на него со станции «Ул. Карла Маркса»).
Однако в ЦТЛ отмечают, что от планов продолжения стройки в городе и за городом не отказываются.
«В обновленном проекте планировки не говорится о перспективах развития метро. Он касается только первого этапа, на который уже выделены федеральные средства. Однако на конечных станциях будет предусмотрено создание инфраструктуры: «путевое развитие», что позволит продолжать строительство линий, в том числе за пределы городской черты. Ведь сам объект имеет статус регионального», – пояснили нашему изданию.
Так что в дальней перспективе путешествия из Элиты в Солнечный на метротраме все-таки должны стать реальностью.
Ну а пока город в самом начале пути.
Проходку первого тоннеля от Взлетки к центру планируется начать в марте – перед этим, как пояснили ДЕЛА в ЦТЛ, исторические здания на ул. Маркса еще раз подвергнут инструментальной проверке.
Метростроители ждут устранения замечаний по проекту строительства первых подземных коммуникаций нового метро, заключения госэкспертизы, которая сделает свои выводы, и заключения Ростехнадзора (обычно этот процесс занимает около месяца).
И только после получения всех необходимых документов в первый месяц весны будет дана отмашка к началу подземных работ.