Красноярскую городскую электричку готовят к кольцу
Один из самых первых и успешных в России «внестоличных» проектов внутригородского железнодорожного транспорта – Красноярскую городскую электричку – ожидает дальнейшее развитие. К 400-летнему юбилею города есть планы запустить кольцевое движение через Коркинский мост «777».
Наземное метро
Совместный проект Красноярского края, муниципалитета и РЖД «Городская электричка Красноярска» стартовал в 2014 году. Тогда его позиционировали как некую альтернативу движению тех же электропоездов под землей. Как и в случае с настоящим метро, пассажиры доставляются в вагонах из одной точки города в другую безо всяких пробок и задержек за точное гарантированное время.
Новый городской транспорт оказался весьма востребованным красноярцами – за прошедшие 10 лет проект стремительно набирал обороты, а КрасЖД развивала его инфраструктуру. Под растущий пассажиропоток реконструировались существующие вокзалы и платформы, строились новые остановочные пункты в районах массовой жилой застройки Красноярска (Белые Росы, Тихие Зори, Калинина, Северное шоссе, Водопьянова и др.), в единый городской тариф включили и Дивногорск.
Сегодня в схему движения городской электрички входят 30 остановочных пунктов – это в 2 раза больше, чем на старте проекта. Как итог, вот уже два года подряд
пассажиропоток стабильно превышает 2 млн человек, а заполняемость вагонов в часы пик достигает 100%.
Наиболее активный рост наблюдается на остановочных пунктах вблизи территорий быстрого жилого строительства. Так, например, на платформах Мясокомбинат и Калинина приращение достигает 20%.
Быстро растет пассажирский трафик и на таких остановках, как Белые Росы, Енисей и Красноярск‑Северный.
Ближайшие планы
Продолжается строительство новых и модернизация существующих станций и платформ. Так, осенью началось возведение остановочного пункта электропоездов на популярном дивногорском направлении КрасЖД – в поселке Овсянка.
Линия до Дивногорска пользуется популярностью не только у жителей города-спутника как транспортная, но и у самих красноярцев как туристическая. Это очень красивая дорога, идущая вдоль берега Енисея со множеством примечательных мест. А возводимый в Овсянке к 100-летию сибирского писателя «Национальный центр В.П. Астафьева» только увеличит туристический потенциал этого направления.
Вслед за завершением обновления ст. Злобино началась реконструкция и другой крупной станции городской электрички – Красноярск-Северный. За последние несколько лет пассажиропоток здесь увеличился в целых 3 раза – почти до 100 тыс. человек.
На станции появится новая «островная» платформа с навесами и пешеходным мостом, что позволит увеличить число движения электропоездов здесь более чем в 2 раза. А главное – подготовить Красноярск-Северный к грядущему запуску кольцевого движения городской электрички Красноярска.
Кольцевое движение и проблема моста «777»
Для дальнейшего развития внутригородских пассажирских перевозок железнодорожным транспортом необходимо закольцевать маршрут движения по всему Красноярску.
Транспортное ж.д.-кольцо позволит удобно и быстро добираться из северо-восточных районов сибирского мегаполиса на его юго-восток, а также в Березовку.
Электрифицированные железнодорожные пути на ветке этого грузового обхода Красноярска для запуска такой схемы движения уже существуют, но есть одна проблема – Коркинский мост через Енисей (известный также под названием Три семерки) и подходы к нему.
Дело в том, что при строительстве в начале 1980-х на него установили только одно направление железнодорожного мостового перехода, хотя сами опоры сооружения сразу строились с расчетом установки в будущем еще и второго пролета для встречного движения.
На сегодняшний день мост 777 – это единственный однопутный участок на Транссибирской магистрали в пределах Красноярской железной дороги.
Это направление существенно загружено грузовыми перевозками из центра России на восток страны в сторону портов Дальнего Востока, и потому без реконструкции и расширения моста организовать по нему дополнительное пассажирское движение невозможно.
II этап Красноярской городской электрички
В настоящее время ОАО «РЖД» прорабатывает «Мероприятия по развитию инфраструктуры для реализации проекта «Городская электричка» Красноярской железной дороги, 2-й этап». Программа предусматривает организацию кольцевого движения, связь с населенными пунктами Красноярской агломерации, полную интеграцию железной дороги в единую маршрутную сеть города, включая в перспективе и присоединение к строящейся сети городского подземно-наземного легкорельсового транспорта (метротрам и трамвай).
С открытием кольцевого движения планируется появление трех новых ж.д.‑платформ:
- Металлургов (в районе одноименной улицы)
- Шумково (в границах пгт Березовка)
- Сады-2 (в районе примыкания к Транссибу)
Также в планах II этапа – появление на северо-западе Красноярска остановок Озеро-парк (за о/п Мясокомбинат в районе активных новостроек) и Камская (в районе ул. Калинина на ветке северного обхода).
Перспективы развития ж.-д. инфраструктуры в Красноярске, в первую очередь – моста 777, оптимистичны ещё и потому, что тесно увязаны с другой стратегической задачей, стоящей уже перед всей страной, – расширение провозной способности дороги на Дальний Восток.
Восточный полигон РЖД
В России стремительно растут объемы грузовых перевозок в восточном направлении – как к морским портам Тихого океана, так и к сухопутным железнодорожным погранпереходам с Китаем. В связи с этим перед РЖД поставлена задача дальнейшей модернизации Транссиба и БАМа с расшивкой всех «узких мест». По планам II этапа развития Восточного полигона на это запланированы инвестиции в размере 1,1 трлн руб. и уже выполнен огромный объем работ.
Однако в связи с продолжающимся «поворотом на Восток» и дальнейшим увеличением грузопотоков идет подготовка к следующему этапу модернизации.
Вот здесь проблема Коркинского моста в Красноярске и встает уже на общегосударственном уровне.
Как рассказал на IV Железнодорожном съезде, который проходил в декабре 2023 года в Москве, начальник Красноярской железной дороги Алексей Туманин,
«на сегодня по тем объемам, которые мы должны вести на восток – это 180 млн тонн – на эти объемы для грузового движения однопутного моста 777 пока еще хватает. Но на ближайшее будущее, для запланированных 210 млн тонн и далее 255 млн, вторые пути на мосту Три семерки просто необходимы. На сегодня рабочая группа РЖД работает, мы ждем подписание III этапа развития Восточного полигона, и вот там наш мост должен быть».
Так что дополнительные пути на Коркинском мосту нужны не только и не столько для пассажирского движения, сколько для выполнения стратегических задач, поставленных руководством страны перед РЖД, и требующих скорейшего решения. Но и красноярцам эти вторые пути очень пригодятся.
Отвечая на вопрос о сроках запуска кольцевого движения в сибирском мегаполисе, начальник КрасЖД пояснил:
Я надеюсь, что мы сможем сделать подарок к 400‑летию Красноярска».
После этого можно еще раз вернуться к вопросу о ж.д.-путях до Сосновоборска и Железногорска, чтобы чтобы единая Красноярская городская электричка наконец‑то дотянулась и до этих больших городов-спутников. И в очередной раз попытаться поднять перед федерацией тему источников финансирования строительства грузопасажирской линии и запуска аэроэкспресса в аэропорт Красноярск.