Аэропорт Красноярска ищет место в новом мире
Международный аэропорт Красноярск пытается восстановить былой грузопоток. До известных событий воздушная гавань в самом центре России была важной промежуточной точкой на транзитном пути из Китая в Западную Европу – но сейчас этот маршрут не работает, как прежде. Руководство красноярского аэропорта надеется наладить новые контакты и грузопотоки с авиакомпаниями КНР и Турции.
Что случилось
По итогам прошлого года падение грузопотоков в аэропорту Красноярск местами составило до 40%. Основные причины довольно очевидны: Европа прекратила техобслуживание судов российских перевозчиков, остановила действие сертификатов безопасности EASA, а также запретила российским самолетам появляться в своем небе. В ответ Россия запретила авиакомпаниям из «недружественных» стран полеты над своей территорией.
Все это негативно сказалось на аэропорте Красноярска
– находящийся практически в центре Евразии, в последние 20 лет он был удобным транзитным пунктом на трансконтинентальных маршрутах из Западной Европы в страны Юго-Восточной Азии.
C рынка международных грузоперевозок через Россию ушли такие авиакомпании, как «Волга-Днепр», AirBridgeCargo, ATRAN, Air Belgium, Lufthansa и другие – они дозаправляли суда и обслуживались в аэропорту Красноярска, осуществляли перегрузку tail-to-tail или использовали возможности грузового терминала.
Это и обусловило резкое падение как грузовых самолетовылетов, так и общего объема воздушных грузоперевозок через Красноярск.
Подружиться с Китаем
Недавно, в конце ноября, делегация международного аэропорта Красноярск им. Д.А. Хворостовского приняла участие в 17-м саммите China Air Cargo Summit в Шанхае. Красноярские менеджеры и логисты пытались наладить контакты с бизнесменами из Поднебесной, чтобы предложить им Красноярск как частичную замену Новосибирску или даже Москве.
Авиакомпании из КНР активно летают в Россию – они доставляют грузы в страну через Улан-Удэ (только перегрузка), Новосибирск и Москву. По воздуху прибывают в основном легкие товары, например, электроника.
- Москва – крупнейший грузовой хаб России, куда стекается практически весь груз. Там происходит его таможенное оформление и дальнейшая отправка по стране.
- Новосибирск работает для нужд Почты России, поскольку в его аэропорту находится крупнейший сортировочный центр и место международного почтового обмена.
«Мы хотим предложить китайским авиакомпаниям альтернативу Москве и Новосибирску.
Доставка груза до Красноярска с дальнейшей его обработкой и доставкой позволит авиакомпаниям сократить время полета из городов КНР, а значит, появится возможность увеличить частоту полетов. А для грузоотправителей – возможность доставлять груз быстрее, особенно в восточные регионы России», – пояснил ДЕЛА Владимир Рогулин, начальник отдела по развитию грузовых авиационных перевозок аэропорта Красноярск.
Он уточнил, что у Красноярска уже имеется вся необходимая инфраструктура для обработки грузов и таможенного оформления.
А в начале 2024 года будет запущен в работу второй склад временного хранения (СВХ) на собственном грузовом терминале аэропорта.
Также руководство аэропорта уверяет, что для увеличения грузопотока через Красноярск имеется поддержка со стороны таможенных органов.
Мультимодальный хаб
Планы у руководства красноярского аэропорта весьма амбициозные:
«В контексте «транзитный» мы подразумеваем именно доставку груза, который после обработки будет доставляться дальше до конечного получателя различными видами транспорта: самолетами, железной дорогой, автотранспортом. То есть мы собираемся развивать так называемые мультимодальные перевозки», – рассказал Владимир Рогулин.
Впрочем, если с воздушными внутрироссийскими и региональными линиями дела обстоят хорошо – аэропорт Красноярск является базовым для группы «Аэрофлот» и авиакомпании «КрасАвиа», то с железнодорожной логистикой пока не все радужно. Многострадальный вопрос о прокладке новой железнодорожной ветки от Транссиба (грузовая станция Бугач) до самого аэропорта Красноярск обсуждается уже много лет.
Последний раз активно на уровне правительства РФ проект обсуждался в 2017 году перед Универсиадой. Помимо доставки грузов речь шла и о запуске пассажирского «Аэроэкспресса». Называлась тогда и примерная стоимость прокладки ж.-д. ветки – более 12 млрд рублей в текущих ценах. Затем все затихло.
Так что прямого и обладающего большой пропускной способностью
соединения с Транссибом и сибирским мегаполисом с его складами и логистическими центрами у аэропорта Красноярск до сих пор нет.
В центре континента
Не собираются в Красноярске отказываться и от привычного «заработка» на дозаправке и техобслуживании воздушных судов. Здесь речь идет о небольших и средних игроках из азиатских стран, эксплуатирующих среднемагистральные грузовые Boeing 737, Boeing 757, Airbus 321 и прочие самолеты, которые не могут без промежуточной посадки долететь из Юго-Восточной Азии в Западную Европу.
Еще один перспективный вариант – сотрудничество с турецкими авиаперевозчиками, которые заинтересованы в более коротких трассах из Китая через Сибирь в Турцию. Сейчас идут переговоры с Turkish Airlines и BBN Airlines, но дело также осложняется ограничениями международных страховщиков по покрытию рисков в случае полетов через Россию.
Как бы там ни было, на этом поприще аэропорт Красноярск также вполне может побороться с аэропортом Новосибирска за техническую остановку на трансконтинентальном маршруте.
Что в итоге
Несмотря на все сложности, аэропорт Красноярск продолжает развиваться. Недавно он получил новую рулежную дорожку, в рамках создания грузо-пассажирского хаба идет большое обновление перрона, решается вопрос о финансировании и начале работ по реконструкции ВПП.
При этом аэропорт ставит рекорд за рекордом по пассажиропотоку – каждый год обновляя предыдущий исторический максимум. Только за 11 месяцев 2023 года уже отправлено и принято больше пассажиров (3,47 млн), чем за весь предыдущий год.
По объективным причинам лишь грузовая составляющая все так и не может выйти из кризиса – в 2022 было провезено 16,4 тыс. тонн груза, в 2023 объем ориентировочно составит 15 тыс. тонн…
Так что аэропорту Красноярск в самом центре России действительно надо активно и быстро искать свое новое место в изменившейся мировой логистике.
Развитие истории: