Полноценные новости Красноярского края

Аэропорт Красноярска ищет место в новом мире

Международный аэропорт Красноярск пытается восстановить былой грузопоток. До известных событий воздушная гавань в самом центре России была важной промежуточной точкой на транзитном пути из Китая в Западную Европу – но сейчас этот маршрут не работает, как прежде. Руководство красноярского аэропорта надеется наладить новые контакты и грузопотоки с авиакомпаниями КНР и Турции.

Долгое время аэропорт Красноярска был важной точкой на трансконтинентальных грузовых маршрутах

Что случилось

По итогам прошлого года падение грузопотоков в аэропорту Красноярск местами составило до 40%. Основные причины довольно очевидны: Европа прекратила техобслуживание судов российских перевозчиков, остановила действие сертификатов безопасности EASA, а также запретила российским самолетам появляться в своем небе. В ответ Россия запретила авиакомпаниям из «недружественных» стран полеты над своей территорией.

Все это негативно сказалось на аэропорте Красноярска

– находящийся практически в центре Евразии, в последние 20 лет он был удобным транзитным пунктом на трансконтинентальных маршрутах из Западной Европы в страны Юго-Восточной Азии.

Через Красноярск летали такие большие грузовые самолеты, как Ан-124 «Руслан», Boeing 747 и Boeing 777 – аэропорт позволяет принимать абсолютно любые типы воздушных судов

C рынка международных грузоперевозок через Россию ушли такие авиакомпании, как «Волга-Днепр», AirBridgeCargo, ATRAN, Air Belgium, Lufthansa и другие – они дозаправляли суда и обслуживались в аэропорту Красноярска, осуществляли перегрузку tail-to-tail или использовали возможности грузового терминала.

Это и обусловило резкое падение как грузовых самолетовылетов, так и общего объема воздушных грузоперевозок через Красноярск.

Подружиться с Китаем

Недавно, в конце ноября, делегация международного аэропорта Красноярск им. Д.А. Хворостовского приняла участие в 17-м саммите China Air Cargo Summit в Шанхае. Красноярские менеджеры и логисты пытались наладить контакты с бизнесменами из Поднебесной, чтобы предложить им Красноярск как частичную замену Новосибирску или даже Москве.

Грузовой Boeing 747 после взлета набирает высоту над Саянскими горами под Красноярском и берет курс на Юго‑Восточную Азию. Фото Александра Паниотова

Авиакомпании из КНР активно летают в Россию – они доставляют грузы в страну через Улан-Удэ (только перегрузка), Новосибирск и Москву. По воздуху прибывают в основном легкие товары, например, электроника.

  • Москва – крупнейший грузовой хаб России, куда стекается практически весь груз. Там происходит его таможенное оформление и дальнейшая отправка по стране.
  • Новосибирск работает для нужд Почты России, поскольку в его аэропорту находится крупнейший сортировочный центр и место международного почтового обмена.

«Мы хотим предложить китайским авиакомпаниям альтернативу Москве и Новосибирску.

Доставка груза до Красноярска с дальнейшей его обработкой и доставкой позволит авиакомпаниям сократить время полета из городов КНР, а значит, появится возможность увеличить частоту полетов. А для грузоотправителей – возможность доставлять груз быстрее, особенно в восточные регионы России», – пояснил ДЕЛА Владимир Рогулин, начальник отдела по развитию грузовых авиационных перевозок аэропорта Красноярск.

Он уточнил, что у Красноярска уже имеется вся необходимая инфраструктура для обработки грузов и таможенного оформления.

А в начале 2024 года будет запущен в работу второй склад временного хранения (СВХ) на собственном грузовом терминале аэропорта.

Также руководство аэропорта уверяет, что для увеличения грузопотока через Красноярск имеется поддержка со стороны таможенных органов.

Аэропорт Красноярск желает побороться за «воздушный вход» импорта из Китая

Мультимодальный хаб

Планы у руководства красноярского аэропорта весьма амбициозные:

«В контексте «транзитный» мы подразумеваем именно доставку груза, который после обработки будет доставляться дальше до конечного получателя различными видами транспорта: самолетами, железной дорогой, автотранспортом. То есть мы собираемся развивать так называемые мультимодальные перевозки», – рассказал Владимир Рогулин.

Впрочем, если с воздушными внутрироссийскими и региональными линиями дела обстоят хорошо – аэропорт Красноярск является базовым для группы «Аэрофлот» и авиакомпании «КрасАвиа», то с железнодорожной логистикой пока не все радужно. Многострадальный вопрос о прокладке новой железнодорожной ветки от Транссиба (грузовая станция Бугач) до самого аэропорта Красноярск обсуждается уже много лет.

Сейчас а/п Красноярск (ранее Емельяново) и а/п Черемшанка не имеют прямого железнодорожного сообщения с самим городом. Для создания полноценного мультимодального хаба необходимо связать аэропорт с большой грузовой станцией на Транссибе в границах самого Красноярска

Последний раз активно на уровне правительства РФ проект обсуждался в 2017 году перед Универсиадой. Помимо доставки грузов речь шла и о запуске пассажирского «Аэроэкспресса». Называлась тогда и примерная стоимость прокладки ж.-д. ветки – более 12 млрд рублей в текущих ценах. Затем все затихло.

Так что прямого и обладающего большой пропускной способностью

соединения с Транссибом и сибирским мегаполисом с его складами и логистическими центрами у аэропорта Красноярск до сих пор нет.

В центре континента

Не собираются в Красноярске отказываться и от привычного «заработка» на дозаправке и техобслуживании воздушных судов. Здесь речь идет о небольших и средних игроках из азиатских стран, эксплуатирующих среднемагистральные грузовые Boeing 737, Boeing 757, Airbus 321 и прочие самолеты, которые не могут без промежуточной посадки долететь из Юго-Восточной Азии в Западную Европу.

В зависимости от маршрутов летать через Сибирь удобно не только в Европу, но и на Ближний Восток

Еще один перспективный вариант – сотрудничество с турецкими авиаперевозчиками, которые заинтересованы в более коротких трассах из Китая через Сибирь в Турцию. Сейчас идут переговоры с Turkish Airlines и BBN Airlines, но дело также осложняется ограничениями международных страховщиков по покрытию рисков в случае полетов через Россию.

Как бы там ни было, на этом поприще аэропорт Красноярск также вполне может побороться с аэропортом Новосибирска за техническую остановку на трансконтинентальном маршруте.

В Красноярске идет обновление и развитие аэродромной инфраструктуры

Что в итоге

Несмотря на все сложности, аэропорт Красноярск продолжает развиваться. Недавно он получил новую рулежную дорожку, в рамках создания грузо-пассажирского хаба идет большое обновление перрона, решается вопрос о финансировании и начале работ по реконструкции ВПП.

При этом аэропорт ставит рекорд за рекордом по пассажиропотоку – каждый год обновляя предыдущий исторический максимум. Только за 11 месяцев 2023 года уже отправлено и принято больше пассажиров (3,47 млн), чем за весь предыдущий год.

Перевозка пассажировов в Красноярске развивается очень динамично

По объективным причинам лишь грузовая составляющая все так и не может выйти из кризиса – в 2022 было провезено 16,4 тыс. тонн груза, в 2023 объем ориентировочно составит 15 тыс. тонн…

Так что аэропорту Красноярск в самом центре России действительно надо активно и быстро искать свое новое место в изменившейся мировой логистике.

Развитие истории: