Осторожно, вас подставили: от страховых мошенничеств не застрахован никто
У Остапа Бендера, как известно, было 400 сравнительно честных способов отъема денег. У жуликов, которые специализируются на обмане страховых компаний, преступных схем намного меньше. Тем не менее каждый год только в Красноярском крае возбуждаются десятки, а то и сотни уголовных дел о страховом мошенничестве. Жертвами аферистов становятся не только страховые компании, но и обычные красноярцы. Например, автомобилисты, которые помимо материального ущерба получают в подставных ДТП серьезные травмы.
О наглости мошенников, серьезном противодействии им со стороны страховщиков и полиции, громких красноярских расследованиях, способах уберечь свое имущество и перспективах решения вечной проблемы преступления и наказания в страховой сфере ДЕЛА узнавали подробно.
Страховщики vs мошенники
И в мире, и в России, и в Красноярском крае мошенники осваивают все без исключения виды страхования, рассказал нашему изданию директор краевого филиала «Ингосстраха» Сергей Шашко.
«Вы спрашиваете, как часто совершаются преступления в страховой сфере в Красноярске. Да каждый день! В основном это мошенничества в автостраховании, по ОСАГО и каско, но аферисты заходят и в сферу страхования недвижимости, и в страхование от несчастных случаев, и даже в корпоративное страхование», – говорит наш собеседник.
По его словам, жулики проявляют завидную изобретательность. Они действуют не только по типовым схемам – а постоянно придумывают новые. Однако страховщики при поддержке полиции активно противостоят мошенникам. В Красноярском крае, например, два года назад была создана рабочая группа, в которую вошли представители крупных страховых компаний.
«Мы регулярно собираемся, обмениваемся опытом, обсуждаем контрмеры, – говорит Сергей Шашко, который является председателем рабочей группы. – За последние годы благодаря нашему тесному сотрудничеству с полицией в Красноярском крае были вскрыты крупные мошенничества в сфере автострахования».
По словам Вячеслава Красникова, директора Красноярского филиала «АльфаСтрахование», в состав группы входят практически все страховщики края.
«Нашей группе удалось привлечь внимание к проблеме и масштабам страхового мошенничества со стороны прокуратуры Красноярского края и краевого МВД. На базе аналитических материалов страховщиков были обобщены мошеннические схемы и их участники, и страховыми компаниями – членами группы – было направлено несколько общих обращений в прокуратуру», – говорит Вячеслав Красников.
В рабочей группе красноярские страховщики объединились для борьбы с мошенниками – а своя Служба безопасности есть в каждой страховой компании.
«Любая страховая компания из-за действий аферистов может потерпеть убытки в сотни тысяч и даже в миллионы рублей. Поэтому в каждой действует Служба безопасности. Часто она состоит из бывших сотрудников правоохранительных органов, угрозыска и ГИБДД, которые досконально погружены в детали и проблематику подобных преступлений. Страховщики обрабатывают большие массивы накопленных данных по страховым случаям и на все подозрительные эпизоды обращают пристальное внимание. В отдельных случаях удается доказать факт мошенничества, и тогда мы идем в суд. Порой аферисты думают, что они совершают идеальное преступление. Но таких не бывает, мы им успешно противостоим», – отмечает директор филиала «Ингосстраха».
Безопасники в страховых компаниях действуют «по всем фронтам».
«Страховая компания тесно взаимодействует с официальными службами аварийных комиссаров. Мы внимательно относимся ко всем сигналам неравнодушных граждан, социальным сетям и чатам, активно работаем с клиентами компании, пострадавшими от мошенников. Этим как раз занимается наша Служба безопасности – анализирует все обращения по выплатам страхового мошенничества и готовит заявления в МВД о возбуждении уголовных дел», – говорит директор филиала «АльфаСтрахования».
По словам замдиректора департамента безопасности СК «Согласие» Святослава Афанасьева, в их компании также внимательно анализируют страховой портфель и выплаты по полисам, в частности, в сегменте автострахования:
«Автостраховое мошенничество существует много лет и уже давно не является экзотикой. Поэтому у страховщиков и правоохранителей накопился большой опыт предупреждения, выявления и привлечения к ответственности злоумышленников. Большинство схем, которые используют преступники, повторяются из года в год в разных городах России и хорошо известны страховому сообществу».
К примеру, особое внимание в компании обращают на случаи, когда автомобиль часто попадает в ДТП, и при этом его владелец почти всегда является потерпевшей стороной.
По словам Вячеслава Красникова, при содействии страховщиков в крае арестованы уже 12 участников мошеннических групп, возбуждено 38 уголовных дел, и их число будет расти – даже, полагают в «АльфаСтраховании», до более чем 200.
И это вполне реальные цифры. Отметим, что, как рассказали ДЕЛА в ГУ МВД по Красноярскому краю,
только за 10 месяцев 2023 года количество уголовных дел по статье 159.5 УК РФ «Мошенничество в сфере страхования» составило 124.
Красноярск – город автоподстав
Основная масса уголовных дел о страховом мошенничестве приходится, конечно, на автострахование. Покупать полис – дело, обязательное для любого автовладельца, а количество машин в Красноярске огромно: регион давно входит в ТОП-20 по размерам личного автопарка.
В начале 2023 года одной из громких новостей в Красноярском крае стало известие о задержании банды автоподставщиков. Пятеро мужчин совершили свыше 100 подставных ДТП, действуя по определенной схеме. Они покупали дорогие машины, вроде Porsche и Mercedes, и разбивали их в сфабрикованных инцидентах, получая страховку. Отремонтированные авто после продавали либо запускали в новые преступные схемы. Все участники аферы были задержаны.
Преступления с участием организованной группы мошенников зафиксировали в Красноярске еще в октябре 2022 года. Вот типичный эпизод: на ул. Шевченко двое в Opel Zafira, увидев сзади не соблюдающий дистанцию Toyota Vitz, резко затормозили и допустили намеренное столкновение. Виновным признали водителя «Тойоты», как и планировали злоумышленники. Со страховой компании «Согласие» они потребовали выплату в 650 тыс. рублей, но афера вскрылась, и их удалось задержать. В ходе обыска были изъяты машины, которые использовались для совершения автоподстав. А кроме того, выяснилось, что подобных происшествий на дорогах города – десятки.
Общий ущерб страховым компаниям города тогда превысил 3 млн рублей. В числе пострадавших оказались также «Иногсстрах», «Росгосстрах», «СберСтрахование», СОГАЗ, «АльфаСтрахование».
Преступники и в Красноярске, и в других городах России часто действуют по накатанным в прямом смысле схемам. Одна из самых распространенных групп – «кольцевики».
«Мошенник делает вид, что сворачивает с кольца, включает поворотник и, когда машина на второстепенной дороге начинает ехать, резко тормозит и провоцирует столкновение», – рассказывают в СК «Согласие. А в «Ингосстрахе» дополняют, что может быть и такой вариант: ничего не подозревающий автомобилист видит, что другой участник движения, который следует по кольцу, вдруг решил его пропустить вопреки правилам и подмигивает поворотником. Водитель жмет на газ и начинает съезжать с кольца – но в этот момент мошенник резко ускоряется и подставляет свою машину под удар.
«Добросовестный участник движения видит, что его пропускают, и нарушает правила проезда на кольце – а в итоге оказывается виноват в ДТП, и злоумышленник получает страховку по ОСАГО», – рассказывает Сергей Шашко.
Вячеслав Красников уточняет, что нередко на записях видеокамер (если они оказались в распоряжении страховщиков или полиции) видно, что автомобили мошенников намеренно ездят по 15-20 кругов, выискивая себе жертву. Выбирать они стараются неопытных или неуверенных водителей – молодых людей, женщин, пенсионеров.
Самое печальное, что в таких дорожных происшествиях обычные граждане получают и физический, и материальный ущерб.
«Водители не только получают повышенный коэффициент за аварийность при будущем страховании, но и оплачивают повреждения автомобиля, если суммы страховки ОСАГО недостаточно для ремонта. К сожалению, таких профессиональных «пострадавших», на счету каждого из которых может быть несколько десятков ДТП, закон никак не наказывает. Аналогичные ДТП практикуют и некоторые граждане – так называемые индивидуальные мошенники», – говорит Красников.
Используются и другие схемы, в которых владельцы авто становятся марионетками аферистов.
«Подставные ДТП тщательно планируются. В них участвуют несколько дорогостоящих автомобилей, припаркованных во дворах, на обочинах дорог или на парковках, с которыми сталкивается другой автомобиль. «Виновник» оправдывает ДТП своей невнимательностью или наличием авто, «подрезавшего» его, – рассказывает директор красноярского филиала «АльфаСтрахования». – Часто мошенники даже сами снимают момент аварии с авторегистратора другого автомобиля, чтобы у страховщиков и суда не было сомнений в реальности произошедшего ДТП».
По словам руководителя, аварии часто совершаются в темное время суток в местах, где нет камер наружного наблюдения. Часто схемой также пользуются во дворах жилых домов, где дорогие автомобили якобы случайно повреждаются грузовиками, которые двигаются задним ходом.
Более 100 пострадавших, несколько задержанных… Однако работа по выявлению автомошенников и их разоблачению далека от завершения. Начатое около года назад расследование еще не окончено.
«Крупное дело о так называемых автоподставах, когда мошенники получают страховые выплаты за умышленно совершенные ДТП, сейчас находится у меня в производстве. Круг подозреваемых по нему очень широк. Пока к ответственности привлечены три фигуранта, но их в разы больше, – рассказала ДЕЛА следователь ГСУ МВД по Красноярскому краю Валентина Знак. – От действий мошенников пострадали не менее 12 страховых компаний, дело насчитывает на сегодня 103 эпизода. Преступники готовятся к фабрикуемым инцидентам заранее: выясняют в открытых источниках, есть ли у автомобиля страховка ОСАГО, наблюдают за водителями и, наконец, разыгрывают на дороге спектакль – подставляют свои машины, провоцируя совершение ДТП».
Следователь рисует примерный портрет подозреваемых – чаще всего это молодые люди, студенты или те, кто уже окончил вуз и отслужил в армии. Объединяет их желание получать легкие деньги вместо того, чтобы работать. Все подозреваемые в многоэпизодном автомобильном мошенничестве – жители Красноярска, и круг аферистов продолжает устанавливаться.
По словам Валентины Знак, окончание расследования, над которым в органах работают уже 11 месяцев,
планируется в следующем, 2024 году.
При этом дело об автоподставах, вскрытых при помощи страховщиков, – далеко не первое в Красноярске. Так, например, в апреле 2021 года Железнодорожный районный суд приговорил двух жителей города за семь мошенничеств в сфере страхования – инсценировки ДТП с автомобилями BMW X5, Mazda Anteza, ВАЗ-21099 и другими еще в 2017–2018 годах. Было выявлено, что тогда автоподставщики тоже работали по сговору. Один из них в итоге был приговорен к шести годам колонии-поселения, второй – к ограничению свободы. Примечательно, что среди замешанных в других страховых мошенничествах – не только люди без определенного рода занятий, но и, например, тренер спортшколы Олимпийского резерва, а также бывший главный инженер одного из железнодорожных вокзалов, следует из материалов районных судов Красноярска.
Страховщики дают красноярцам советы, как не стать жертвой автоподстав.
«Если водитель подозревает, что авария была подстроена, стоит постараться максимально подробно зафиксировать ДТП – снять больше фото и видео с разных ракурсов. Затем обратиться в службу безопасности своей страховой компании, рассказать о случившемся, поделиться подозрениями на мошеннические действия. Наша компания к таким обращениям всегда относится внимательно и готова оказывать содействие в привлечении к ответственности злоумышленников, если, действительно, будут найдены основания, – говорит замдиректора департамента безопасности «Согласия» Святослав Афанасьев.
– Мы стараемся поддерживать пострадавших из-за злоумышленников водителей. Ведь в этом и есть суть страхования – помогать людям, которые оказались в трудной ситуации. В частности, мы предпринимаем все усилия, чтобы эти автовладельцы не значились в базе РСА как виновные и произошедшие инциденты никак не отразились на стоимости полисов для них в дальнейшем».
Также водителям стоит вести постоянную запись дорожной ситуации с помощью видеорегистратора, а главный рецепт от мошенников на дороге, отмечают в «Согласии», – «внимание к движению не только своего транспортного средства, но и окружающих автомобилей, а также соблюдение дистанции. Это может предотвратить намеренные столкновения».
Карточные домики и призрачные грузы
Мошенничество при страховании автомобилей – далеко не единственная проблема, с которой сталкивается страховой бизнес. Вот лишь несколько примеров из других сфер.
Один из «классических» способов мошенничества в страховании – аферы в сфере недвижимости.
Клиенты нередко пытаются обмануть компанию, изначально завышая стоимость своего объекта. Они пользуются тем, что страховщики не всегда осматривают имущество перед тем, как застраховать его на круглую сумму.
«Случается так, что «коттедж» строят буквально из фанеры миллиона за два, затем обшивают панелями под кирпич, фотографируют и страхуют – допустим, на 10 млн рублей. Затем случается пожар, и владелец приходит за страховкой, пытаясь заработать таким образом», – рассказывает о типичном случае Сергей Шашко.
Такие постройки нередко горят в дачных поселках под Красноярском. Речь идет именно о домиках – в дорогостоящих коттеджах, которые строятся за 20-30 млн рублей, обычно установлены серьезные системы пожаробезопасности.
Но попытки мошенников часто оборачиваются крахом: техническая экспертиза совершенствуется и позволяет выявить, из чего был построен дом, даже на пепелище. Кроме того, по каждому подозрительному случаю ведется кропотливая работа с опросом свидетелей и соседей. К примеру, если дом был построен всего за несколько месяцев, а работали на стройплощадке два человека, то, скорее всего, он возводился из дешевых материалов и не может стоить заявленную при страховке сумму. Конечно, каждый случай индивидуален, и выводы страховщики делают только после получения железных аргументов. А окончательное решение всегда принимает суд.
В сегменте корпоративного страхования частым случаем мошенничества является обман со страхованием грузов.
Иногда коммерческая компания приобретает полис на несуществующий груз, а порой просто «теряет» его – и требует страхового возмещения. В таких случаях проблему страховщикам помогают решить современные электронные сервисы: путь доставки товара удается проследить по видеокамерам.
Но у цифровизации есть и обратная сторона. Так, по мнению директора красноярского филиала «Ингосстраха», в скором будущем мошенничество в страховании переместится в электронную сферу.
«Каждой уважающей себя компании придется страховать компьютерные риски – я уверен, что следующая битва между мошенниками и страховщиками развернется именно в этой области», – полагает Сергей Шашко.
Жертвами новых технологий, которые используют мошенники, многие красноярцы и жители других городов становятся уже сейчас, покупая липовые страховые полисы на фишинговых сайтах.
Схема такая: клиентам крупных компаний приходит смс с предложением заключить или продлить договор страхования, например, ОСАГО, вместе со ссылкой. Обычно это «выгодное предложение» с суммами, которые намного меньше, чем цена полиса в страховой компании. Однако получить выплаты по такому поддельному документу, если произойдет страховой случай, невозможно. В полиции советуют заключать договоры со страховщиками, только тщательно проверив всю информацию, и не идти на поводу у тех, кто значительно занижает цену на такие услуги.
Работа по выявлению мошенников на страховом рынке продолжается – совместными усилиями полиции, прокуратуры, Всероссийского союза страховщиков, рабочих групп из представителей страховых компаний в регионах и собственных служб безопасности в каждой из них. Все направлено для того, чтобы каждый житель мог получить необходимые ему услуги и помощь у стабильно работающего страхового бизнеса.
«Страховые компании создавались не для того, чтобы бороться с мошенниками, а с благородной целью поддержать человека в сложной ситуации! Огромная масса наших клиентов – это добросовестные люди, которые получают выплаты, когда им это действительно требуется. Мы заняты в социально ответственном бизнесе и воплощаем все, для чего он задумывался. Но если кто-то пытается пользоваться этим, то страховщики, безусловно, должны ему противостоять», – заключает Сергей Шашко.