Полноценные новости Красноярского края

Кому нужна газификация Красноярска и кто за нее заплатит

Красноярскому краю необходимо определиться с тем, как конкретно будет проходит газификация региона, а главное – за чей счет. В Минэнерго и Минприроды РФ между тем призывают не надеяться на федеральные деньги, а активно искать инвесторов внутри региона. От этого – наличия гарантированных потребителей природного газа – и будет зависеть пресловутая газификация.

Кто окажется в числе основных потребителей природного газа в Красноярском крае, пока непонятно

Проблему обсудили в Общественной палате Российской Федерации за круглым столом «Газификация СФО: проблемы и возможности». Как оказалось, четкого понимания использования магистрального газа в Красноярском крае пока нет. Все обсуждаемые раньше варианты выглядят сложнореализуемыми.

Частный сектор – не выход

В Красноярске около 14 тыс. домовладений, которые пока топятся дешевым углем и дровами. Ранее говорилось, что газификация частного сектора поможет решить часть экологических проблем сибирского мегаполиса, которые возникают из-за чадящих печек. Но, по мнению экспертов, заниматься переводом домов на газ бессмысленно.

Частный сектор, несомненно, дает свой вклад в зимнее загрязнения воздуха в Красноярске. Но домовладений не так много, чтобы было рентабельно строить для них по всему мегаполису газораспределительную сеть. К тому же частный сектор в городе постоянно сокращается – дома сносят и застраивают эту территорию многоэтажками

Во-первых, эти районы Красноярска застроены очень плотно, и там не так-то просто проложить разветвленную газотранспортную систему, учитывая необходимые в этом случае пожарные разрывы и зоны отчуждения.

Помимо этого, в городе практически не осталось свободной земли для строительства газовой инфраструктуры – в этом случае уже надо запускать процедуру изъятия земель и недвижимости, которая, как показывает практика, со всеми судами затягивается на многие годы.

Острова частного сектора Красноярска застроены очень плотно, а каждый метр земли в городе кому-то да принадлежит. Прокладывать в таких условиях огнеопасные трубопроводы – задача с неочевидными конечными выгодами

Во-вторых, тот объем потребления, который вообще может «освоить» частный сектор (350 млн кубометров в год), просто экономически нецелесообразен для строительства этой самой газовой инфраструктуры и всегда будет убыточен.

Поэтому, как заявил руководитель проектного офиса федерального проекта «Чистый воздух» Максим Корольков,

«мы не испытываем иллюзий, что газифицируем частный сектор Красноярска».

Пока федеральные власти склоняются к тому, что для решения экологических проблем гораздо проще и быстрее перевести частный сектор Красноярска на электроотопление. Но и здесь нужны многомиллиардные вложения

Поэтому предложено делать ставку на современные твердотопливные котлы и электроотопление. Но и тут нужны огромные деньги – чтобы провести модернизацию электросетей под такую нагрузку, только в одной красноярской Покровке необходимо более 3 млрд рублей. А потом еще ежегодно нужны будут деньги на льготные электротарифы…

Перевод ТЭЦ Красноярска на газ

Гораздо более логичной видится централизованный перевод всех трех ТЭЦ Красноярска с бурого угля на природный газ. Но и тут больше вопросов о целесобразности, чем ответов на них.

Перевод всех трех красноярских ТЭЦ на природный газ сделает проект газификации рентабельным. Но с таким вариантом возникают новые сложности

Во-первых, Красноярский край исторически развивался как угольный регион, и в добывающей отрасли занято огромное число представителей экономически активного населения – существуют даже моногорода, завязанные на угольную отрасль. Нельзя просто взять и всех их «разогнать».

Во-вторых, как пояснили в Минэнерго,

перевод угольной ТЭЦ на газ – это «не просто поменять форсунки», а действительно очень затратное мероприятие.

Непонятно, кто и как будет оплачивать многомиллиардное, растянутое на многие годы техническое переоборудование станций. Федеральные власти дали понять – вопрос о том, что это будет происходить за счет федерального бюджета, пока не рассматривается.

Пока власти думают, теплоэнергетики на Красноярской ТЭЦ-3 вовсю ведут строительство новых мощностей своей угольной генерации – они войдут в строй уже в конце 2024 года

В-третьих, на красноярских теплогенерирующих станциях уже вовсю идет строительство новых угольных энергоблоков и выполняется программа модернизации для снижения выбросов – установка новых электрофильтров. Вряд ли в Минэнерго РФ решат, что вся эта работа проделана впустую, что все надо сносить и делать по новой – под газовое топливо.

Энергетики уверяют, что смогут решить задачи, поставленные проектом «Чистый воздух», и без перехода на газ. Новые строящиеся электрофильтры, по их словам, позволят улавливать до 99,8% твердых частиц, которые образуются от сжигания твердого топлива

В-четвертых, в среднем цена природного магистрального газа в 2 раза выше, чем цена бурого угля, добываемого открытым способом. Соответственно и у тепла, и у электроэнергии, вырабатываемых ТЭЦ Красноярска, в случае перевода их на новое топливо резко вырастет стоимость. Готовы ли власти Красноярского края и население к такому развитию событий?

Краю ищут инвесторов, готовых оплатить газификацию

Замдиректора департамента развития газовой отрасли Минэнерго России Александра Полина призвала за круглым столом активно искать бизнес-потребителей и инвесторов в газификацию.

«Региону нужно тесно работать с «Газпромом» в части включения тех потребителей, которых они хотят видеть в схеме и которых хотят газифицировать. Ведь схемы пересматриваются не так часто – как «Газпром» нарисует «гидравлику», так труба и пойдет. Необходимо работать с текущими предприятиями и инвесторами, нужны точные подтвержденные объемы потребления газа», – заявила она.

Как выясняется, проложить трубу через тайгу – не самое сложное в деле газификации. Необходимо еще найти и тех, кому этот газ в таких объемах действительно необходим. И чтобы этот бизнес был готов за него заплатить

Нужно убеждать и разъяснять, что газ в любом случае будет дороже угля, и принять решение – кто заплатит за переоборудование и межтарифную разницу.

При этом, по словам представителя Минэнерго, инвесторы нужны «гарантированные», а не те, которые «сегодня есть, а завтра нет».

Ее поддержал и представитель ПАО «Газпром», посетовав, что при обсуждении газификации корпорация сталкивается с тем, что когда идет обсуждение, все «очень заинтересованы», но когда надо реально тратить деньги, наблюдается «уже не такой быстрый темп».

«Газпром» дал понять, что намерен по максимуму детально проработать с регионами вопрос о тех «настоящих потребителях», которые действительно нуждаются в газе и готовы выполнить подготовительную работу

Таким образом, властям Красноярского края в самое ближайшее время необходимо решить вопрос о гарантированных потребителях того магистрального природного газа, который должен прийти в Красноярский край по поручению президента России к 2028 году.

И хорошо бы еще, чтобы эти потребители были готовы оплатить хотя бы часть подготовительных работ и строительство самой газораспределительной системы в регионе.

Как пояснила представитель Минэнерго, дорожная карта по газификации Красноярского края должна быть готова к концу февраля 2024 года.

Тогда и будет понятно, кому действительно нужна газификация региона.