Кому нужна газификация Красноярска и кто за нее заплатит
Красноярскому краю необходимо определиться с тем, как конкретно будет проходит газификация региона, а главное – за чей счет. В Минэнерго и Минприроды РФ между тем призывают не надеяться на федеральные деньги, а активно искать инвесторов внутри региона. От этого – наличия гарантированных потребителей природного газа – и будет зависеть пресловутая газификация.
Проблему обсудили в Общественной палате Российской Федерации за круглым столом «Газификация СФО: проблемы и возможности». Как оказалось, четкого понимания использования магистрального газа в Красноярском крае пока нет. Все обсуждаемые раньше варианты выглядят сложнореализуемыми.
Частный сектор – не выход
В Красноярске около 14 тыс. домовладений, которые пока топятся дешевым углем и дровами. Ранее говорилось, что газификация частного сектора поможет решить часть экологических проблем сибирского мегаполиса, которые возникают из-за чадящих печек. Но, по мнению экспертов, заниматься переводом домов на газ бессмысленно.
Во-первых, эти районы Красноярска застроены очень плотно, и там не так-то просто проложить разветвленную газотранспортную систему, учитывая необходимые в этом случае пожарные разрывы и зоны отчуждения.
Помимо этого, в городе практически не осталось свободной земли для строительства газовой инфраструктуры – в этом случае уже надо запускать процедуру изъятия земель и недвижимости, которая, как показывает практика, со всеми судами затягивается на многие годы.
Во-вторых, тот объем потребления, который вообще может «освоить» частный сектор (350 млн кубометров в год), просто экономически нецелесообразен для строительства этой самой газовой инфраструктуры и всегда будет убыточен.
Поэтому, как заявил руководитель проектного офиса федерального проекта «Чистый воздух» Максим Корольков,
«мы не испытываем иллюзий, что газифицируем частный сектор Красноярска».
Поэтому предложено делать ставку на современные твердотопливные котлы и электроотопление. Но и тут нужны огромные деньги – чтобы провести модернизацию электросетей под такую нагрузку, только в одной красноярской Покровке необходимо более 3 млрд рублей. А потом еще ежегодно нужны будут деньги на льготные электротарифы…
Перевод ТЭЦ Красноярска на газ
Гораздо более логичной видится централизованный перевод всех трех ТЭЦ Красноярска с бурого угля на природный газ. Но и тут больше вопросов о целесобразности, чем ответов на них.
Во-первых, Красноярский край исторически развивался как угольный регион, и в добывающей отрасли занято огромное число представителей экономически активного населения – существуют даже моногорода, завязанные на угольную отрасль. Нельзя просто взять и всех их «разогнать».
Во-вторых, как пояснили в Минэнерго,
перевод угольной ТЭЦ на газ – это «не просто поменять форсунки», а действительно очень затратное мероприятие.
Непонятно, кто и как будет оплачивать многомиллиардное, растянутое на многие годы техническое переоборудование станций. Федеральные власти дали понять – вопрос о том, что это будет происходить за счет федерального бюджета, пока не рассматривается.
В-третьих, на красноярских теплогенерирующих станциях уже вовсю идет строительство новых угольных энергоблоков и выполняется программа модернизации для снижения выбросов – установка новых электрофильтров. Вряд ли в Минэнерго РФ решат, что вся эта работа проделана впустую, что все надо сносить и делать по новой – под газовое топливо.
В-четвертых, в среднем цена природного магистрального газа в 2 раза выше, чем цена бурого угля, добываемого открытым способом. Соответственно и у тепла, и у электроэнергии, вырабатываемых ТЭЦ Красноярска, в случае перевода их на новое топливо резко вырастет стоимость. Готовы ли власти Красноярского края и население к такому развитию событий?
Краю ищут инвесторов, готовых оплатить газификацию
Замдиректора департамента развития газовой отрасли Минэнерго России Александра Полина призвала за круглым столом активно искать бизнес-потребителей и инвесторов в газификацию.
«Региону нужно тесно работать с «Газпромом» в части включения тех потребителей, которых они хотят видеть в схеме и которых хотят газифицировать. Ведь схемы пересматриваются не так часто – как «Газпром» нарисует «гидравлику», так труба и пойдет. Необходимо работать с текущими предприятиями и инвесторами, нужны точные подтвержденные объемы потребления газа», – заявила она.
Нужно убеждать и разъяснять, что газ в любом случае будет дороже угля, и принять решение – кто заплатит за переоборудование и межтарифную разницу.
При этом, по словам представителя Минэнерго, инвесторы нужны «гарантированные», а не те, которые «сегодня есть, а завтра нет».
Ее поддержал и представитель ПАО «Газпром», посетовав, что при обсуждении газификации корпорация сталкивается с тем, что когда идет обсуждение, все «очень заинтересованы», но когда надо реально тратить деньги, наблюдается «уже не такой быстрый темп».
Таким образом, властям Красноярского края в самое ближайшее время необходимо решить вопрос о гарантированных потребителях того магистрального природного газа, который должен прийти в Красноярский край по поручению президента России к 2028 году.
И хорошо бы еще, чтобы эти потребители были готовы оплатить хотя бы часть подготовительных работ и строительство самой газораспределительной системы в регионе.
Как пояснила представитель Минэнерго, дорожная карта по газификации Красноярского края должна быть готова к концу февраля 2024 года.
Тогда и будет понятно, кому действительно нужна газификация региона.