След неизвестного древнего племени нашли в Красноярском крае
Археологи СФУ обнаружили неизвестное ранее поселение древних людей под Канском. Его датировали III–IV веками нашей эры, и это первая находка артефактов данного периода на территории региона.
Ученые считают, что нашли памятники культуры древних племен, которые жили на северной границе лесостепи Красноярского края на рубеже новой эры, рассказали в пресс-службе университета.
Раскопки велись в долине малых притоков Ангары, в среднем течении реки Усолки близ города Канска. Археологи обнаружили остатки жилищ и производственных площадок, где обитатели занимались кузнечеством, а также керамические осколки со специфическим орнаментом, глиняные пуговицы, бусы, а еще стеклянную бусину с золотой фольгой – она попала сюда из восточных областей Римской империи. Археологический комплекс получил название «Глинный».
«Были найдены две площадки, предназначавшиеся для изготовления различных вещей из железа, а также пространство с углубленным в землю жилищем. Эта часть памятника датируется III–IV вв. н. э., когда великое переселение народов уже практически завершилось. В отдалении обнаружены комплексы гораздо более древнего происхождения, приблизительно VI–III вв. до н. э. – вероятно, их оставили другие, более ранние поселенцы этих мест», – рассказала старший научный сотрудник лаборатории археологии Енисейской Сибири Ксения Бирюлева.
Жилище древние люди построили, выкопав углубление в песчаной почве и установив по краям деревянные опоры (их планируется отправить на радиоуглеродный анализ, а также изучить методами дендрохронологии, это позволит установить точный возраст). Опоры накрывали берестой, а затем – дерном. В центре жилища сооружался очаг.
Такая конструкция жилья характерна для аборигенных народов Приенисейской Сибири, она помогает защититься от морозов.
Рядом с жилищем ученые нашли железные наконечники стрел, осколки сосудов, а также остатки большого костра – он был нужен для хозяйственных целей, считают археологи.
Артефакты данного периода были найдены на территории края впервые, и ученые считают, что установить, кем были жители «земляного дома», скорее всего не удастся: дело в том, что в те времена умерших кремировали, а не сгоревшие фрагменты костей очень редки. Антропологам остается только строить предположения о том, к какой этнической группе принадлежали эти поселенцы.
«Помимо утилитарных вещей люди этой культуры пользовались различными гребнями для заплетания волос, носили бусы, в том числе из матового стекла с золотой фольгой. Они, несомненно, поддерживали чистоту в жилище — мы практически не нашли костей животных, чье мясо использовалось в пищу. Скорее всего, все отходы сжигались», – пояснила Ксения Бирюлева.
По найденным предметам ученые предполагают, что поселение сопоставимо с так называемым язаевским периодом культуры, получившем название по поселку Язаевка на правобережье Енисея.
Главным занятием древних сибиряков было кузнечное дело, поскольку на месте было обнаружено множество фрагментов молотков и других орудий. Они активно торговали с соседями, о чем говорит большое количество предметов импорта, которые доставлялись сюда из самых отдаленных регионов.
Например, это были двуслойные стеклянные бусы с золотой или серебряной фольгой с территории современной Греции и Черноморского побережья – в то время провинций Римской империи позднеантичного времени.
«Это не было элитным аксессуаром, скорее всего, такие бусы были достаточно распространены, – уточнила старший научный сотрудник лаборатории археологии Енисейской Сибири Полина Сенотрусова. – Люди язаевского культурного периода в свою очередь могли снабжать соседей по региону и жителей Западной Сибири кузнечными изделиями, поскольку там «кузнечных» находок и производственных литейных площадок практически нет».
В то же время, археологи нашли сходство конструкции найденного жилища с постройками кетов (малочисленные народы севера Красноярского края). В их домах вход был сбоку, что придает им сходство с домами хоббитов из вселенной Толкина.
Что касается более старых построек VI–III веков до нашей эры, то они принадлежали вероятно, к нижнепорожинской культуре, которая существовала в то время на территории Ангары.
«Понять, что это именно зимние жилища, несложно — пятно, которое оставляет после себя очаг, занимает в этом случае практически весь диаметр жилья, что понятно в условиях суровых зим таежной зоны. Кроме того, они располагались довольно далеко от реки — зимой лов был практически невозможен, люди жили охотой», – пояснил младший научный сотрудник лаборатории археологии Енисейской Сибири и студент Гуманитарного института СФУ Анатолий Арефьев.
Из артефактов той эпохи были найдены кости птиц и мелких грызунов, в основном белок. Археологи считают, что дичь шла в пищу, а из беличьих шкурок древние люди делали одежду.
Памятник будут изучать дальше. Дальнейшие работы позволят ученым больше узнать о быте и культурных связях жителей тайги.