Трамвайную концессию Красноярска хотят пересмотреть
В краевом правительстве сейчас обсуждают «возможные изменения» в концессии, которую власти Красноярска заключили с московской компанией «Мовиста регионы Красноярск». Реализация грандиозного проекта сразу пошла как-то не по плану, и, судя по всему, ситуация там печальная.
ДЕЛА писали: по заключенному соглашению предполагалось, что развитием рельсового наземного электротранспорта, в том числе модернизацией путей и строительством нового депо, в городе будет заниматься инвестор – московская компания «Мовиста регионы Красноярск»:
Город передаст ей на целых 20 лет все свои объекты трамвайной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные объекты и средства, а концессионер проведет реконструкцию существующей линии по пр. им. газеты «Красноярский рабочий», построит новую линию через Октябрьский мост и ул. Авиаторов до Солнечного и закупит подвижной состав. Объемы инвестирования оценивались в десятки миллиардов рублей.
Нужно отметить, что сам концессионный проект развития наземного электротранспорта был разбит на три этапа, и сроки в официальном документе были заявлены весьма оптимистичные: пути на Красрабе нужно реконструировать до лета 2024-го, к концу 2024-го проложить рельсы с правобережья до Северного шоссе, а к концу 2025-го – запустить трамвай в Cолнечный.
Но ответственных чиновников предполагаемая скорость реализации планов не смутила.
А когда дошло до дела – ремонта путей на Красрабе – вместо «Мовисты» Красноярск начал выполнять его собственными силами, с привлечением местного подрядчика, ООО «Промстрой».
Вероятно, что ситуация как-то связана с арестом гендиректора «Группы Мовиста» Александра Советникова – по подозрению в даче взяток в особо крупном размере сотрудникам мэрии Ярославля при исполнении похожих контрактов.
Советников до лета этого года являлся также руководитетелем ООО «Мовиста Регионы Красноярск», с которой мэрия города, собственно, и заключила соглашение.
После ареста топ-менеджера активная работа «Мовисты» по концессии в Красноярске как-то затихла. Но власти, видимо, решили все равно реализовать задуманное. Целиком или частично – пока непонятно. Впрочем, пока это удается с очередными скандалами.
Ранее депутат Заксобрания Красноярского края Илья Зайцев заметил, что контракт с подрядчиком ООО «Промстрой» на демонтаж путей на правобережном проспекте был подписан на несколько дней позже фактического начала работ. Почему же компания так спешно начала работу?
«В рамках контракта могут быть оплачены только работы, выполненные с момента его подписания. Любые попытки оплаты работ, выполненные до заключения контракта, являются если не преступлением, то нарушением», – пояснил Зайцев.
Депутат пообещал следить за ситуацией, и сейчас она получила продолжение. Накануне выяснилось, что прокуратура объявила предостережение руководству МКУ «УДИБ» о недопустимости повторной оплаты выполненных работ по ремонту путей на Красрабе.
«По итогам проверки установлено, что контрактом на сумму более 800 млн рублей, заключенному с ООО «Промстрой» в конце октября, предусмотрены те же работы, что и в рамках шести муниципальных контрактов, заключенных без торгов в начале октября, на сумму до 600 тысяч рублей каждый, с тем же ООО «ПромСтрой» и МП «Гортранс». И это только первые выводы. Поскольку дополнительную проверку сейчас проводит УФАС России по Красноярскому краю», – написал он.
В мэрии ранее уже признали проблему с концессией. ДЕЛА задавали вопрос, что именно в сделке с москвичами пошло не так, но в администрации подробностей не сообщили. Вскоре с тем же вопросом обратились к заместителю председателя правительства Красноярского края Владимиру Бахарю.
Он ответил, что «концессия идет непросто» и в краевом правительстве совместно с городской администрацией и при поддержке федерального центра «ведется соответствующая работа о возможных изменениях подхода».
Пока результатов, видимо, нет. Сейчас в администрации Красноярска рассказали ДЕЛА то же самое:
«В правительстве края и мэрии идет обсуждение возможных изменений в подходах к реализации проекта. Как только будет окончательное понимание – проинформируем дополнительно».
Много вопросов остается к инвестору, который будто забыл о договоре, который заключил с Красноярском. На концессионера, впрочем, сейчас мало надежды – свои обязательства компания не выполняет, а сроки по факту уже горят.
А у самого Красноярского края явно не хватит «лишних» миллиардов, чтобы реализовать грандиозные планы городских властей по перестройке всей трамвайной инфраструктуры – особенно с веткой в Солнечный, да и просто выходом на левый берег. Красраб, видимо, починят – да на этом и остановятся.