Севморпуть станет круглогодичным на всем протяжении
Со следующего года навигация на всем протяжении Северного морского пути станет круглогодичной. Грузовые суда ледового класса смогут проходить в зимнее время и Восточный сектор. А в перспективе к российским портам Северного Ледовитого океана планируется проложить железнодорожные ветки.
В Красноярском крае между тем уже активно модернизируются существующие и строятся новые морские порты в Арктике – грузопоток с Енисея по СМП скоро должен вырасти в разы.
О начале круглогодичной навигации по Севморпути заявил президент России, выступая в Китае на международном форуме «Один пояс, один путь». Он также призвал все заинтересованные в этом транспортном коридоре страны Азии к прямому участию в его развитии.
Напомним, маршрут транспортировки грузов из Юго-Восточной Азии в порты Западной и Северной Европы через СМП короче на 9-11 тыс. км, чем путь через Индийский океан и Суэцкий канал. Однако использование северного прохода вдоль Евразии всегда осложнялось непредсказуемыми погодными условиями и необходимостью обеспечения дополнительной ледовой проводки.
Особенно сложна навигация в Восточном секторе – от Диксона до Берингова пролива. Судам для выхода из Карского в Море Лаптевых необходимо обогнуть Таймыр и самую северную точку материка, а в Восточно-Сибирском и Чукотском морях часто встречаются очень тяжелые льды.
Однако госкорпорация «Росатом» (ФГУП «Атомфлот» управляет всеми атомными ледоколами России) заявила о том, что начиная с 2024 года будет запущена круглогодичная навигация на всем протяжении Севморпути, включая и его восточную часть.
При перспективе увеличения транзита в страны Юго-Восточной Азии растут и собственные грузопотоки России по арктическим морям. Особенно это стало заметно с переориентацией экспорта со стран Европы на восток.
Так, в «Норникеле» недавно сообщили, что компания провела несколько тестовых рейсов по восточной части Северного морского пути, из Дудинки в Китай. По этому восточному коридору ГМК может перевозить 400–600 тыс. тонн грузов ежегодно.
Для этих целей сейчас ведется работа по увеличению пропускной способности порта Дудинка.
С 2019 года в развитие порта уже вложили около 7 млрд рублей.
Общий объем перевозок «Норникеля» по Севморпути составляет около 2 млн тонн, в 2024 г. этот показатель планируется увеличить до 2,4 млн тонн.
Компания обладает собственным арктическим флотом, в который входят 5 контейнеровозов типа «Норильский никель» усиленного ледового класса (ARC 7 по классификации PMPC) и 1 танкер «Енисей» усиленного ледового класса. Оснащенные азиподными движителями, они способны преодолевать льды толщиной до 2 м без ледокольной проводки.
При этом в устье Енисея активно идет строительство еще двух новых крупных грузовых портов.
Прежде всего это «Бухта Север» – нефтеналивной терминал в 40 км южнее от поселка Диксон с перспективной мощностью до 100 млн тонн. Проект «Восток Ойл» по разработке огромных месторождений на севере Красноярского края реализует компания «Роснефть». Планируется, что отсюда танкеры ледового класса будут вести добытые углеводороды все по тому же Севморпути.
Кроме того, компания «Северная звезда» (группа AEON) возводит морской терминал «Порт Енисей». Он предназначен для экспорта по СМП в ЮВА каменного угля с богатейшего Сырадасайского месторождения на Таймыре. Заявленная мощность проекта – 5 млн тонн в год на первом этапе, с последующим удвоением объемов.
Помимо уже активно реализуемых планов по развитию портов и морского сообщения по Ледовитому океану, глава государства также объявил о перспективах соединения Севморпути с сетью железных дорог. Речь идет о строительстве так называемого Северного широтного хода (часть Трансполярной магистрали) и Северо-Сибирской железной дороги.
При этом вопрос о строительстве трассы из Западной Сибири через Красноярский край до стыковки ее с Транссибом и БАМом должен быть решен уже в начале следующего года.
Подробный материал про Севсиб: