В Красноярском крае пытаются навести порядок со льготными лекарствами
В Заксобрании Красноярского края перед корректировкой бюджета решают сложную проблему льготного лекарственного обеспечения – это существенная статья расходов, по которой требуется как координация действий власти, аптечной сети и медицинских организаций, так и пересмотр федерального законодательства.
Накануне ситуацию обсудили на комитете по охране здоровья и социальной политике. Как сообщил председатель комитета Илья Зайцев, в крае постоянно растет объем средств, который выделяется на обеспечение людей льготными лекарствами, предусмотренное законодательством. В 2024 году он составит огромную сумму в 7 млрд рублей. При этом число льготников не растет и составляет около 800 тысяч человек.
«Льготников не стало больше, но им выписывается больше рецептов. С 2017 года суммы на лекарственное обеспечение этой категории выросли в 3-5 раз, и нам необходимо понимать, в чем причины такого роста. Ни в одном из субъектов Сибири с сопоставимым населением подобных расходов нет… Наша задача – понять, где возникают проблемы с планированием и управлением этим процессом, устранить недостатки контроля и сделать систему обеспечения льготными лекарствами максимально прозрачной, четко ориентированной на потребности пациентов», – отметил Илья Зайцев.
Так, например, в Лесосибирске растет количество отсроченных рецептов – врачи выписывают препараты, которые изначально не заказывали. И нужно сделать так, чтобы заявки медицинских учреждений и выписанные рецепты были «максимально приближены».
Еще одна проблема состоит в том, что расходы на обеспечение медикаментами федеральных льготников значительно превышают нормативные.
По закону для этой категории пациентов сумма должна составлять 13 тысяч на человека в год. Реально в крае выходит 43 тысячи рублей, и разница доплачивается из краевого бюджета.
Кроме того, регионам предписали дополнительные расходы по такой статье, как таблетированное лечение онкологических больных, – это 600 млн рублей.
«В отношении конкретных людей увеличенные расходы на лекарства – это справедливо. Но вот с точки зрения системы распределения государственных средств – не очень. Наш комитет намерен направить письмо в Минздрав России, чтобы финансовое обеспечение таблетированной противоопухолевой терапии было переведено на уровень ОМС. Еще одним письмом, в профильный комитет Совета Федерации, мы просим поддержать его же решение о запуске программы по онкологическим заболеваниям на уровне страны», – сказал Илья Зайцев.
Он отметил, что в крае, в отличие от других регионов, часть проблем с обеспечением лекарствами удается решить благодаря «спасательному кругу» – субсидиям в 1,5 млрд рублей (такова сумма на 2023 год), которые предоставляются государственной сети «Губернские аптеки» на закупку лекарств по заявке регионального минздрава для конкретных пациентов. Однако половина этих денег идет на закупку препаратов, которыми минздрав обеспечить льготников не смог. С этим также необходимо разбираться, анализируя проблемы взаимодействия между аптеками и медицинскими организациями, технологии выписки рецептов.
Предложения, которые были сформулированы на комитете, будут представлены губернатору и правительству края, а также федеральным ведомствам. Кроме того, решения учтут при рассмотрении проекта бюджета на 2024 и плановый период 2025–2026 годов. Напомним, в ближайшее время корректировку рассмотрят на сессии.