Всё решают ценности: принципы ответственной цепочки поставок в условиях турбулентности
В Красноярске на саммите «Сибирская перспектива» участники тематической дискуссии поделились своим видением ответственной цепочки поставок. Эксперты и представители крупного бизнеса обсудили, на чем такая цепочка базируется и почему важно тщательно выбирать поставщиков с точки зрения ценностей.
Обсуждение прошло в рамках первого дня саммита в Фанпарке «Бобровый лог». В этом году ключевой темой стали ответственное потребление и цепочки поставок.
«Эта тема объединяет интересы и инициативы сотрудников, а с другой стороны – деятельность самой компании В наших волонтерских проектах есть ряд инициатив, которые направлены на ответственное потребление: раздельный сбор мусора, замена пакетов на многоразовые сумки, проведение свопов и других мероприятий. В то же время в компании в настоящее время разворачивается ответственная цепочка поставок. Мы приняли Кодекс, который адресует к поставщикам определенные ESG-требования, такие же, которым соответствует сам «Норникель». Мы отслеживаем, как компании его реализуют, начали проверки поставщиков минерального сырья и распространяем эту практику далее», – рассказала директор департамента устойчивого развития компании Светлана Ивченко.
Вице-президент по работе с инвесторами и устойчивому развитию «Норникеля» Владимир Жуков подчеркнул, что ответственная цепочка поставщиков – один из важных кирпичиков в повестке устойчивого развития:
«Мало того, что ты сам декларируешь «быть зеленым», надо, чтобы те, с кем ты работаешь, тоже стремились к этому. Можно быть самой экологически чистой компанией, но если мы закупаемся у безответственных поставщиков, это неправильно. Нужно не только самому сформулировать ценности и приоритеты, но и дальше транслировать их вверх и вниз по цепочке. Это отчасти и то, что от нас требуют международные контрагенты. Выстраивание ответственной цепочки поставок – это правильная концепция, которую необходимо развивать».
Владимир Жуков отметил, что приверженность ценностям остается для компании приоритетом, несмотря на значительную переориентацию экспорта металлов с Запада на Восток, где требования к поставщикам традиционно не такие высокие. Прежде всего горно-металлургическая компания стремится сохранять важные социальные и экологические программы:
«Самым известным примером является наша масштабная экологическая Серная программа. После того, как мы завершим стройку на Надеждинском металлургическом заводе, выбросы диоксида серы снизятся в Норильске на 40-45%. Наш ключевой экологический приоритет неизменен, но события прошлого года всё-таки внесли некие коррективы. Некоторые решения предполагали использование оборудования и технологий из стран, которые теперь считаются недружественными. Мы не отказываемся от проектов, но ищем новых поставщиков из дружественных стран, а также отечественные решения».
Центр макроэкономических исследований НИФИ провел исследование среди 19 компаний из металлургической отрасли и 5 из ретейла и рассмотрел все требования и рекомендации, которые предприятия предъявляют к своим поставщикам в плане ответственной цепочки поставок.
Всего было выявлено свыше 670 требований.
Но, по словам руководителя направления «Устойчивое развитие» Центра макроэкономических исследований НИФИ Екатерины Копалкиной, в социальном аспекте большинство компаний используют формулировки из трудового кодекса и других документов, и из-за их обтекаемости многие поставщики могут доказать соблюдение требований на словах. Поэтому рекомендовано внести более конкретные метрики и показатели.
«Высокий уровень к своим контрагентам предъявляют «Норникель», «Металлоинвест», «Полиметалл», «Полюс» и Объединенная металлургическая компания (ОМК). Все они достаточно активно развивают сферу устойчивых поставок и рейтингуются международными организациями», – сообщила Екатерина Копалкина, отметив, что ряд компаний также выступают за унификацию требований к поставщикам одной отрасли.
Руководитель направления по работе с трудовыми коллективами и корпоративной социальной ответственности ОМК Петр Грейдинг отметил, что крупные горно-металлургические компании как в России, так и в мире традиционно являются самыми социально ответственными, это же относится и к цепочке поставок.
«Для меня самое важное из того, что прозвучало на дискуссии, это разговор о ценностях в цепочках поставок. С одной стороны, есть формальные требования, которые на 4-5 поставщике в цепочке могут вообще затухнуть. Чтобы это работало, у каждого поставщика должна быть своя система ценностей ответственного производства и потребления, тогда вместе с обязательными требованиями это даст эффект на всю цепочку. У нас в ценностях экология, социальные аспекты и качества управления. Как и большинство компаний, обращаем внимание на социальный аспект, здесь самое важное – жизни людей. Поэтому компания транслирует через свои цепочки охрану труда и борьбу с травматизмом», – пояснил представитель ОМК.
Дискуссия состоялась в рамках деловой программы «Сибирской перспективы», которая всегда приходится на первый день саммита. Второй день традиционно был предоставлен теме волонтерства: экоактивисты презентуют и обсуждают свои инициативы, а также благоустраивают красноярские Столбы.