Эксперты ПОРА оценили потенциал сотрудничества с Китаем в Арктике
Китай может стать технологическим партнером в развитии Севморпути. Поворот на Восток — такую тему обсудили эксперты на дискуссионной площадке Проектного офиса развития Арктики (ПОРА).
У стран Азии и БРИКС есть общие интересы, на которых и должен быть сфокусирован «поворот на Восток», полагает координатор экспертного совета ПОРА, доцент РАНХиГС Александр Воротников:
«Очень важно продовольственное обеспечение, решение проблем с питьевой водой, ответственное земледелие, борьба с вырубкой лесов, зелёная энергетика, чистый воздух. Есть общие соцпроблемы, связанные с борьбой с бедностью. Это соответствует и целям ООН по устойчивому развитию».
«Поворот на Восток» в Арктике связан с импортом и экспортом товаров по Севморпути между Россией и странами АТР. Китай, Индия заинтересованы как в развитии проекта.
«Севморпуть –— это даже не козырь, а джокер России. Но мы должны помнить, что его развитие должно быть связано с интересами России, а уж потом с интересами наших партнёров»,— считает Юлия Харламова, профессор Московского госинститута культуры.
«Китай действительно очень внимательно изучает нашу территорию. Они готовы войти на нее, чтобы иметь более открытый доступ к ресурсам. Мы должны, конечно, развивать свой потенциал, но и блюсти стратегические интересы с нашей стороны», — согласен Сергей Сизоненко, член комитетов Заксобрания Красноярского края по развитию северных и арктических территорий и делам КМНС, по делам села и агрополитике.
Сразу несколько экспертов отметили систематичность усилий Китая по вхождению в арктические проекты. Необходимо уточнить подзаконные акты, которые позволят наладить обратные грузопотоки из азиатских стран.
Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин замечает, что транспортная инфраструктура все же «не резиновая» и требует дальнейшего развития:
«Наша пропускная способность в регионы АТР должна составить более 500 млн тонн в год, что превысит объёмы 2022 года в 2 раза. Потребуется развитие внутренней инфраструктуры, включая склады, распредцентры, пути общего пользования, грузовые площадки, сортировки. Однако самое важное — определиться, что именно понимается под «Поворотом на Восток»: какие именно регионы будут задействованы, идёт ли речь только о выстраивании логистических коридоров с восточными соседями или о комплексном развитии регионов за Уралом. Качественный рывок невозможен, если дальневосточные регионы станут только транзитным маршрутом для грузоперевозок в Китай или Индию».