Красноярскому краеведческому музею вернут исторический вид
В Красноярске решили восстановить исторический вид Краеведческого музея. Сейчас его «портят» окна, которые не соответствуют тем, что были установлены под руководством самого архитектора в конце 1920-х годов.
О строительстве музея в Красноярске задумались в 1912 году. Вскоре комиссия определила место – на набережной Енисея, на углу Гимназического переулка (современная улица Вейнбаума) и Береговой улицы (улица Дубровинского) площадью 1200 квадратных саженей, или 5463 квадратных метров. Главным источником средств на строительство стали добровольные пожертвования города и губернии.
Затем началось рассмотрение предложений архитекторов о том, как должен выглядеть музей. Большинство предлагали стилизованные формы чумов, юрт, даже скал Столбов. Победил проект архитектора Леонида Чернышева – он вдохновлялся древнеегипетскими храмами.
Проект разработали на основе ранее построенного павильона для выставки в Омске. Первый этаж отвели под кладовые коллекций, библиотеку, архив, лаборатории и кабинеты, остальные два – под экспозиции.
К осени 1914 года музею возвели стены, уложили балки и стропила. Но потом началась Первая мировая война, и стройку заморозили. Затем здание решили отдать под размещение воинских чинов, поэтому его быстро достроили.
В годы Первой мировой в музее то размещались солдаты, то был госпиталь, то тифозный лазарет. Когда Красная армия наконец заняла Красноярск, зданию вернули первоначальное назначение – он стал музеем Приенисейского края.
В 1920 году в музее произошел пожар. Крыша обрушилась, балки провалились. Остался лишь остов из кирпича. Сначала сгоревшее здание хотели приспособить под мукомольную мельницу, но в итоге в 1922 году здесь расположили первый красноярский концентрационный лагерь. Музей тем временем продолжал разрушаться.
Когда в 1924 году умер Ленин, музей решили восстановить и дать ему имя вождя. Капремонт предполагал изготовление оконного и дверного заполнения, установку бетонных перегородок и перекрытий, а также облицовку здания.
Но денег было мало, и в результате при достройке здание получило не тот облик, который задумывался изначально:
переплеты окон упростили и отказались от остекленных крыш-фонарей над центральным и боковыми залами, балкона в аудитории и росписей в интерьерах. Однако до конца 1930 года работы были выполнены.
В конце 1980-х здание закрыли на реставрацию. Именно во время тех работ, в 1994-м, в нем были установлены новые окна – «новодельные», как называют их эксперты. Остекление выполняли по проекту компании «Сибспецреставрация». Согласно ему
исторически подлинные окна, установленные под руководством Леонида Чернышева в 1929 году, были демонтированы, а оконные заполнения сделаны по эскизному нереализованному проекту самого архитектора 1912 года.
Теперь решение приняли другое: все же восстановить окна 1929 года по историческим фотографиям тех лет, а также последующим снимкам, сделанным до реставрации музея.
Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, которым является музей, уже прошла историко-культурную экспертизу.