В Красноярске предложили застроить территорию ЭВРЗ
В Красноярске разработана концепция комплексного развития территории старейшего завода города – электровагоноремонтного. «По собственной инициативе» проект придумал коллектив архитекторов мастерской А2. Правда, пока предприятие работает, хоть и не без проблем. Показываем, каким может стать площадка завода в центре, если мечты вдруг воплотятся в реальность.
Авторы концепции отталкиваются от того, что территория, на которой расположилось предприятие, практически в самом центре Красноярска, имеет большую ценность для города. Ценны и старинные корпуса царского завода. Также в А2 напоминают, что вопрос о переносе производства ЭВРЗ за пределы города, в особую экономическую зону «Красноярская технологическая долина» со строительством новых цехов, рассматривался на Красноярском экономическом форуме.
И если вдруг (ну вдруг?) это решение воплотится в жизнь, станет возможным и проект КРТ, комплексного развития территории.
Всего на 45 гектарах сегодня находится 11 ценных зданий «индустриальной архитектуры» конца XIX – середины XX века, и в том числе три объекта культурного наследия.
Паровозовагоноремонтные мастерские пережили важные исторические события – первые годы Транссиба, первую русскую революцию 1905 года, Гражданскую и Великую Отечественную войну. Об этом кратко упоминается в концепции: в 1898 году, например, вскоре после начала работы Транссибирской магистрали и своего основания, ж.-д. мастерские Красноярска были самым крупным предприятием Енисейской губернии. В 1070-е завершилась «паровозная эпоха»: с 1971 года завод стал электровагоноремонтным.
Что касается застройки участка вокруг завода, который можно вовлечь в КРТ, то она формировалась сто лет, а с 1990-х является «неспешной и некомплексной», общественно-деловой.
В А2 назвали семь задач преображения ЭВРЗ и подчеркнули, что оно актуально в перспективе 400-летия Красноярска. Правда, отмечают авторы, за пять лет завершить такие проекты невозможно – но можно хотя бы запустить процесс.
После выноса завода на новую площадку предполагается закрыть ТЭЦ и угольный склад (как известно, это одна из экологических проблем города – труба ЭВРЗ дымит на всю округу, и котельную никак не могут прикрыть).
Затем нужно «бережно» отреставрировать исторически ценные корпуса и привести их к первозданному виду. А на их базе разместить филиал Краеведческого музея с экспозицией о революции. Кроме того, хорошо создать здесь музей железнодорожной техники.
Сюда же можно перенести Музей Николаевской слободы (напомним, ранее его собирались открывать в Николаевке, в сносимом районе, где сейчас жители бьются за свои дома). Здание ТЭЦ вместе с трубой превратится в Центр современного искусства, а здание цеха – в Центр творческих индустрий с выставками и лекториями. Рядом расположится Квартал мастерских для художников и Центр дополнительного образования.
А еще в район впишутся гостиница и комплекс апартаментов на 600 мест.
Подробно в проекте сказано о транспортных связях района. Так, авторы предлагают создать тут пять переходов через Транссиб, включая автомобильный мост и эстакаду для связи ул. Республики и Новосибирской, а также пешеходные мосты, четыре остановки, автопарковку на 2600 машин в районе Копыловского моста. Проложить улицу вдоль Транссиба с западной стороны, которая возьмет на себя трафик с восточных Профсоюзов и Маерчака.
Но останется место и для жилья – микрорайона на 4800 человек со школой на 1100 мест,
офисами, торговыми площадями, бизнес-центром «Путепровод», кафе и ресторанами. При этом застройку планируется ограничить в высоту 20 м, чтобы не портить исторический вид. А вокруг обустроить бульвары и другие зеленые общественные пространства.
Достопримечательностью освоенной территории предложен
аттракцион «старый паровоз» на электротяге (он же «внутренний трамвай»), который будет ходить через всю территорию по «аутентичным рельсам».
Как следует из концепции, надо продвигать инициативы по включению территории ЭВРЗ в границы КРТ. Затем можно будет подготовить решение и разработать детальный мастер-план. А там дело за малым – закрыть производство, внести изменения в генплан, заключить договор о КРТ и начать строить...
Видеопрезентация проекта:
Особых сложностей быть не должно – территория ЭВРЗ промышленная, значит, расселять никого никуда не надо. Тем более, что постоянно появляются новости о сложном финансовом положении старейшего предприятия Красноярска.
Так что, вполне возможно, в скором времени ЭВРЗ разделит судьбу некогда расположенного рядом Комбайнового завода и тоже начнет превращаться в очередной жилой район города. И хорошо бы, чтобы это место не застроили очередными «человейниками».