Бензопирен и радиация: воздух Красноярска все так же ядовит
Росгидромет России выпустил очередной обзор состояния и загрязнения окружающей среды за прошедший год. Судя по нему, Красноярск и его окрестности по-прежнему являются не лучшими местами для жизни.
Отчет строился на официальных данных, полученных от территориальных подразделений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ. Согласно ему в Красноярске среднегодовые концентрации целых шести отслеживаемых загрязняющих веществ стабильно превышали санитарно-гигиенические нормативы.
Основной вклад в оценку комплексной степени загрязнения ИЗА (индекс загрязнения атмосферы), которая характеризует уровень хронического, длительного загрязнения воздуха, вносит бензопирен. Как утверждают в Росгидромете, он в наибольших количествах
поступает в атмосферный воздух Красноярска в результате сжигания твердого топлива.
Хуже Красноярска ситуация с бензопиреном только в рядом расположенных Минусинске (40,6 ПДК) и Абакане (42,1 ПДК), которые также отапливаются и получают электроэнергию от угольных станций. На уровне краевой столицы дышит этим канцерогенным полиароматическим углеводородом и Канск (30,9 ПДК).
Влияет уголь и на радиоактивное загрязнение приземного слоя красноярского воздуха. При мониторинге окружающей среды служба брала пробы радиоактивных аэрозолей, в которых определялось содержание суммарной бета-активности радионуклидов (Σβ) и отдельных гамма- и бетаизлучающих веществ.
Отличился Красноярский край и здесь – максимальные зарегистрированные во всей измеряемой азиатской части России величины объемной Σβ в 2022 г. наблюдались в зимний период в Большой Мурте (132,2*10-5 Бк/м3) и Сухобузимском (115,6*10-5 Бк/м3), а наибольшие случаи высокого загрязнения по выпадениям β-радионуклидов были зафиксированы в Канске (105,58 Бк/м2∙сутки).
По выводам Росгидромета РФ, это также связано
«с использованием органического топлива для отопления домов, зданий и помещений».