При раскопках под метро на пл. Революции Красноярска могли повредить археологический памятник
В Красноярске на строительной площадке будущей станции метротрама «Площадь Революции» строители могли повредить объект археологического наследия – «Поселение Новобазарная площадь» возрастом до 10 тысяч лет. Прокуратура провела проверку, нашла «многочисленные нарушения» и привлекла субподрядчика к ответственности. А работы продолжаются.
Все началось с того, что эксперты СФУ обратились в Службу по охране объектов культурного наследия с заявлением, что при проведении спасательных археологических работ строители якобы повредили археологический памятник – «Поселение Новобазарная площадь».
Этот объект был открыт учеными Сибирского федерального университета в 2020 году – на 17-метровой террасе в междуречье Енисея и Качи. Он ценен в том числе тем, что является многослойным: здесь залегают как материальные свидетельства эпохи раннего голоцена (около 10 тыс. лет до н. э.), так и «культурные слои» позапрошлого века.
Прежде чем начать строительство подземки, требовалось провести спасательные археологические работы, которые, естественно, требуют и времени, и денег. По данным источника ДЕЛА, контракт на эти работы из соображений экономии был заключен не с университетскими специалистами, а с красноярским ООО «Высота».
Как обсуждают в соцсетях (в частности, в паблике Службы), работники начали копать грунт экскаватором и уже «успели уничтожить два культурных слоя». Они якобы не имеют специального разрешения и «получили его задним числом».
Однако все необходимые документы у строителей были.
Ранее Центр транспортной логистики, заказчик строительства Красноярского метро, выдал всю положенную проектную документацию по обеспечению сохранности объекта археологического наследия на площади Революции.
«По результатам полевого археологического обследования территории станции будущего метротрама отряд археологической экспедиции СФУ нашел исторические артефакты, был составлен научно-технический отчет. В июне мы получили заключение государственной историко-культурной экспертизы, которое и явилось основанием для проведения спасательных археологических раскопок на площади», – рассказали ДЕЛА в ЦТЛ.
Затем документацию передали генеральному подрядчику объекта, АО «Моспроект-3», «который в свою очередь организовал работы на площади Революции силами субподрядчика – АО «БТС-Мост». А для проведения археологических работ субподрядчик уже привлек специализированную организацию, ООО «Высота».
В Центре транспортной логистики подчеркнули, что именно «Высоте» был выдан открытый лист, который «дает право на проведение археологических полевых работ».
При этом контроль за «археологией» с самого начала велся двойной
– силами ФБУ «РосСтройКонтроль», некоммерческой организации (со стороны ЦТЛ), и самой Службой по охране памятников Красноярского края.
«Служба выезжала на место работ для осмотра и сделала ряд замечаний при проведении раскопок, не влияющих на общий ход исследований. Подрядчику выдали предписание вести работы в соответствии с документацией», – отметили в Центре транспортной логистики.
Как сообщили в самой Службе, после сообщений о нарушениях она организовала внеплановую проверку ООО «Высота» совместно с прокуратурой. И уже по данным прокуратуры, на месте был
«зафиксирован снятый строительной техникой слой грунта, присутствие археологических предметов».
Во время проверки земляные и строительные работы не велись, а археолог, у которого должен быть открытый лист на археологические работы, на месте отсутствовал.
В ведомстве сообщают, что несмотря на наличие всех разрешений – проведенной экспертизы, проекта, открытого листа –
на стройплощадке действительно были выявлены «многочисленные нарушения ФЗ «Об объектах культурного наследия».
Они состоят в том, что были «проигнорированы требования спецраздела проектной документации … «в части обязательного присутствия на месте работ археолога, глубины вскрытия грунта, запрета на работу спецтехники». (Отметим при этом, что, по данным источника ДЕЛА, использование тяжелой техники в археологических работах разрешено при снятии верхнего слоя грунта – об этом говорится в Проекте производства подобных работ, официальном документе, который основан на строительных нормах и правилах).
В итоге руководителю ООО «Высота» выдали предписание об устранении нарушений, а компанию хотят привлечь к административной ответственности. Наказание по этой статье (ч. 3 ст. 7.13 КоАП) –
штраф в размере от 100 тысяч до 1 млн рублей.
Сейчас, заключили в прокуратуре Красноярского края,
работы по строительству метро продолжаются «в установленном законом порядке» и в соответствии со всеми разрешениями.
В ЦТЛ также отмечают, что раскопки проводятся по открытому листу и проектной документации, которая прошла госэкспертизу.