Полноценные новости Красноярского края

Обмеление Енисея снова может ограничить судоходство

В Красноярском крае из-за весенней засухи может быть опять ограничено судоходство на отдельных участках Енисея в начале августа. Об этом сообщил научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд. Ситуация не уникальная, она наблюдается в 11 регионах страны.

Злобинский грузовой район Красноярского речного порта – суда стоят под загрузкой перед отправкой вниз по реке на север

По словам Вильфанда, которые приводит ТАСС, из-за малого количества осадков весной и в начале лета на реках формируется уровень воды ниже опасно низкой отметки – так называемая межень.

«Движение больших и средних судов не рекомендуется на реках Тунгуска, Нижняя Тунгуска и отдельных участках Енисея в Красноярском крае», – заявил научный руководитель Гидрометцентра.

Аналогичная ситуация с обмелением судоходных рек наблюдается не только в Енисейской Сибири, но и в Республике Коми, Алтайском и Забайкальском краях, Магаданской, Амурской и Томской областях.

Енисейским судам нужна хорошая и безопасная глубина на фарватере

Согласно решению Межведомственной рабочей группы по регулированию режимов работы водохранилищ Ангаро-Енисейского каскада и Северных ГЭС, на Красноярском гидроузле до конца июля идет пропуск воды через гидроагрегаты ГЭС в диапазоне 2600–2800 кубометров в секунду.

На водопосту Красноярск это должно обеспечить уровень воды 160 см с возможным краткосрочным снижением уровня до 157 см.

Практически все обеспечение севера Красноярья идет по реке за период 6-месячной навигации

В Енисейском речном пароходстве ДЕЛА рассказали, что пока навигация продолжается в обычном режиме – все грузы вовремя и в полном объеме доставляются заказчикам. Флот уже вышел с таких притоков, как Подкаменная Тунгуска, – сейчас основной грузопоток сосредоточен на магистральном направлении в Заполярье.

Там, где великая река прорывается через Енисейский кряж, расположен Казачинский порог. Он преодолим для тяжелых водоизмещающих судов только при достаточной полноводности

Главное препятствие для судов на Енисее – знаменитый Казачинский порог. Чтобы весь полностью загруженный флот смог пройти через него, уровень воды на водопосту Красноярск должен держаться на отметке не ниже 170 см.

Енисей так и не восстановил свою полноводность после прошлогоднего рекордного обмеления, которое, как заявляли гидрологи, случается раз в 100 лет

Отметим, что во время небывалого обмеления Енисея в прошлом году (был установлен абсолютный рекорд маловодности за все время научных наблюдений с 1936 года) уровень воды в нем находился на отметке 1,2 м. Грузы приходилось доставлять на Север поэтапно: сначала партиями мелкосидящих судов или железнодорожным транспортом до порта в Лесосибирске, а затем уже крупнотоннажным флотом.

Лесосибирский порт расположен ниже впадения самого полноводного притока – Ангары, несущей в Енисей воды Байкала. В прошлом году тяжелые грузы из Красноярска приходилось доставлять до него, затем перегружать и только потом отправлять в сторону Дудинки

А для обеспечения Северного завоза весной этого года уровень Енисея намеренно поднимали. Тогда, чтобы обеспечить судоходный уровень по водпосту Красноярск не ниже 175 см, потребовалось увеличить расходы на Красноярской ГЭС до 2750–2950 кубометров в секунду.

Уровень воды в Енисее ниже краевого центра регулируется сбросом через плотину Красноярской ГЭС. А запасы ее водохранилища зависят от весеннего поступления и летних осадков

Как рассказали ДЕЛА в Енисейском БВУ, пока решение об установлении новых параметров сброса через гидроузлы Ангаро-Енисейского каскада не принято.

1 августа состоится заседание межведомственной комиссии, где должны быть названы прогнозы по притоку в водохранилища на месяц и, возможно, на квартал. По итогам встречи Федеральным агентством водных ресурсов и будет принято решение.