Обмеление Енисея снова может ограничить судоходство
В Красноярском крае из-за весенней засухи может быть опять ограничено судоходство на отдельных участках Енисея в начале августа. Об этом сообщил научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд. Ситуация не уникальная, она наблюдается в 11 регионах страны.
По словам Вильфанда, которые приводит ТАСС, из-за малого количества осадков весной и в начале лета на реках формируется уровень воды ниже опасно низкой отметки – так называемая межень.
«Движение больших и средних судов не рекомендуется на реках Тунгуска, Нижняя Тунгуска и отдельных участках Енисея в Красноярском крае», – заявил научный руководитель Гидрометцентра.
Аналогичная ситуация с обмелением судоходных рек наблюдается не только в Енисейской Сибири, но и в Республике Коми, Алтайском и Забайкальском краях, Магаданской, Амурской и Томской областях.
Согласно решению Межведомственной рабочей группы по регулированию режимов работы водохранилищ Ангаро-Енисейского каскада и Северных ГЭС, на Красноярском гидроузле до конца июля идет пропуск воды через гидроагрегаты ГЭС в диапазоне 2600–2800 кубометров в секунду.
На водопосту Красноярск это должно обеспечить уровень воды 160 см с возможным краткосрочным снижением уровня до 157 см.
В Енисейском речном пароходстве ДЕЛА рассказали, что пока навигация продолжается в обычном режиме – все грузы вовремя и в полном объеме доставляются заказчикам. Флот уже вышел с таких притоков, как Подкаменная Тунгуска, – сейчас основной грузопоток сосредоточен на магистральном направлении в Заполярье.
Главное препятствие для судов на Енисее – знаменитый Казачинский порог. Чтобы весь полностью загруженный флот смог пройти через него, уровень воды на водопосту Красноярск должен держаться на отметке не ниже 170 см.
Отметим, что во время небывалого обмеления Енисея в прошлом году (был установлен абсолютный рекорд маловодности за все время научных наблюдений с 1936 года) уровень воды в нем находился на отметке 1,2 м. Грузы приходилось доставлять на Север поэтапно: сначала партиями мелкосидящих судов или железнодорожным транспортом до порта в Лесосибирске, а затем уже крупнотоннажным флотом.
А для обеспечения Северного завоза весной этого года уровень Енисея намеренно поднимали. Тогда, чтобы обеспечить судоходный уровень по водпосту Красноярск не ниже 175 см, потребовалось увеличить расходы на Красноярской ГЭС до 2750–2950 кубометров в секунду.
Как рассказали ДЕЛА в Енисейском БВУ, пока решение об установлении новых параметров сброса через гидроузлы Ангаро-Енисейского каскада не принято.
1 августа состоится заседание межведомственной комиссии, где должны быть названы прогнозы по притоку в водохранилища на месяц и, возможно, на квартал. По итогам встречи Федеральным агентством водных ресурсов и будет принято решение.