Красноярцы массово жалуются на неработающие терминалы в маршрутках
Не успели красноярцы отойти от очередного повышения цен на проезд в автобусах, как в городе снова начали поднимать эту тему. Пока косвенно: перевозчики между собой жалуются на слишком большую комиссию банков за обслуживание терминалов, а пассажиры – на то, что терминалы часто «ломаются», и им приходится расплачиваться наличкой.
Схема с оплатой по карте работает так: пассажир платит свои 36 рублей, но перевозчик получает не всю сумму. Часть идет банку‑эквайеру за проведение транзакций и т. д.
По словам некоторых перевозчиков, размер этой комиссии регулярно повышается. В частности, председатель правления красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков Михаил Омышев рассказал ДЕЛА, что такое происходит каждые полгода.
Эту информацию подтвердили и другие перевозчики. Однако размер комиссии назвать они дружно отказались даже на условиях анонимности. В банке тоже не стали комментировать и выдавать размер своей маржи, ссылаясь на коммерческую тайну.
Впрочем, кое-что удалось выяснить. Так, сообщили ДЕЛА в департаменте транспорта, в среднем муниципальные автобусы получают с пассажира, расплатившегося картой, 34 рубля 67 копеек. То есть банк забирает себе около 3,7% с каждого пассажира.
Там также подчеркнули, что
процент комиссии у всех перевозчиков разный –
это уже вопрос отношений между ними и банком.
О проблеме в своем телеграм-канале заговорил депутат Заксобрания края Илья Зайцев. Поводом стало объявление в автобусе №23, где было сказано, что «вся безналичная система оплаты проезда – это дополнительная опция для пассажиров», а перевозчик «по законодательству не обязан ее предоставлять».
Это утверждение неверно: и по закону о защите прав потребителей, и согласно муниципальному контракту переводчики обязаны предоставить людям возможность расчета по карте.
Пассажиры, если терминал по каким-то причинам не работает, конечно, должны рассчитаться иным способом. Но вот только красноярцы заметили, что
терминалы в автобусах не работают подозрительно часто.
«Я заметила, тема оплаты картой в автобусах подутихла. На №8 и №71 начали отказывать принимать оплату картой. Не работает терминал, и все. Говорю, попробуйте, покажите, что не работает. В ответ «мы не обязаны». Или наличка, или выходи. С 71-го сняли объявления, куда звонить, если карту к оплате не принимают».
«Связь сейчас в городе стабильна, на нее глупо пенять. А если терминал завис, его можно перезагрузить. Но этого не делают, глупо отмазываясь».
«В 64-м мало того, что нет кондуктора и оплату принимает водитель, так он еще и во время остановки, принимая оплату, просто ставит перед фактом, что терминал у него не работает».
«Самое интересное, что когда рассчитываешься наличным, то выдают билет с катушки. А в муниципальных автобусах, трамваях, троллейбусах все билеты через терминал».
«В №6 так же: «платите наличкой, нам потом деньги долго от банка ждать».
«В 8 автобусе почти всегда тоже недоступна оплата по картам. Всегда якобы «терминал не работает, связи нет». Муж несколько раз настойчиво просил проверить, вдруг заработало. Кондуктор начинал истерить, и в итоге оказывалось, что картой рассчитаться можно! Но они умалчивают! Так как после мужа терминал для остальных снова не работал».
В департаменте транспорта мэрии Красноярска сообщили ДЕЛА, что жалобы на неработающие терминалы поступают, но совсем в незначительном количестве. Красноярский транспорт перевозит по 500 тысяч человек в день, а о неработающих терминалах сообщают, как правило, только несколько пассажиров.
Депутат призвал горожан активнее жаловаться на «случаи наглости перевозчиков», сообщая номер маршрута, дату, время и остановку, в районе которой это произошло. Для этого он даже создал сайт со специальной анкетой.
Перевозчики же пока молчат – по крайней мере, публично.
Но можно предположить, что раз им снова остро не хватает денег, скоро опять пойдут разговоры о том, что тарифы неплохо было бы и повысить.
Развитие темы: