«То, что он городит, не должно быть в нормальном обществе»: Паша Цветомузыка рассказал об отношениях с Быковым
Криминальный авторитет 90-х Паша Цветомузыка (настоящее имя Вилор Струганов) дал интервью программе «Честный детектив». Он рассказал о своих отношениях с Анатолием Быковым и вспомнил о нескольких эпизодах, характеризующих его личность.
Пашу Цветомузыку называют правой рукой Быкова в 90-е: Быков заправлял КрАЗом, а Цветомузыка «держал» несколько рынков и автозаправок. К концу 90-х партнерские отношения резко испортились, и Цветомузыка уехал в Москву, где на него впоследствии было совершено покушение – как установил суд, организованное Быковым.
Быков сейчас осужден на 17 лет, а сам Цветомузыка уже отбыл в колонии часть своего наказания по статье об организации убийства нескольких человек и остаток срока проводит на принудительных работах в красноярской ИК-27. Ему разрешено покидать учреждение в свободные часы. В делах против Быкова он проходит как свидетель.
По словам Цветомузыки, с Быковым его свел один общий знакомый. Это случилось на спортивном мероприятии в 1993 году. Он периодически стал обращаться к Анатолию за решением вопросов с бизнесом, правоохранителями и чиновниками – и тот почти никогда не отказывал. Сам Цветомузыка при этом понимал, что тоже становится обязан Быкову, но это его не смущало.
По прошествии пары лет Цветомузыку стали называть правой рукой Быкова, возглавлявшего в то время совет директоров КрАЗа. Но внезапно их отношения прекратились.
«В конце 90-х он перестал быть мне интересен. Пришло понимание и разочарование в человеке. Что это не тот, за кого себя выдает: на словах говорит, но не выполняет из этого ничего. На людях говорит одно, а в узком кругу может сказанное дезавуировать», – сказал Вилор Струганов.
В качестве примера, характеризующего отношение бизнесмена к своему окружению, он привел такой случай. У Быкова был один друг, бывший спецназовец, краповый берет. В свое время он очень помог Быкову, и тот в благодарность подарил ему дорогие часы – сломанные.
«Стоили они 120-150 тысяч долларов, точно не помню. Но они вообще не показывали время, потому что Быков зашел с ними в один из цехов КрАЗа, куда с такими точными приборами нельзя заходить. И его друг до самой смерти этот случай вспоминал», – рассказал Цветомузыка.
Самому Вилору Струганову Быков тоже делал подарки – золотой «Ролекс», который оказался подделкой. Это выяснилось, когда часы сломались, и авторитет, будучи за рубежом, принес их на ремонт производителю. Он уточнил, что в то время было принято дарить подарки: едешь за границу – нужно что-то привезти.
«Он менялся чуть ли не по дням. Стал депутатом – уже другой человек, – рассказал Цветомузыка. – Он был настолько подвержен атрибутам власти, что на него это сразу накладывало отпечаток. Это серьезное испытание для любого человека, но Анатолий оказался очень слабым. Он был очень мнительный, подвержен внушениям. Не влиянию людей с улицы, конечно, но если человек имел вес, ему было важно его мнение».
Был ли Быков вхож в высокие кабинеты?
«Я достоверно этого не знаю. Но те вопросы, которые он решал – они по определению предполагают, что такая возможность у него была. Можно было полагать, что его связи позволяют решать вопросы практически любого уровня», – ответил Цветомузыка.
Где Цветомузыка перешел дорогу Быкову?
Разочаровавшись в партнере, авторитет покинул Красноярск и в конце 90-х переехал в Москву. Это, уверен он, сильно задело Быкова.
«Я считаю, что мой способ перестать с ним быть близким на каком-то уровне, хотя бы географическом, его возмутил. Я поставил его перед фактом, не спрашивая его мнения. Москва всегда ассоциировалось у него с тем местом, где против него плетутся козни и интриги», – сказал Струганов.
В 2000 году на Кутузовском проспекте в Москве на Пашу Цветомузыку было совершено покушение.
Суд тогда решил, что заказчиком является Анатолий Быков, и приговорил бизнесмена к условному сроку.
Сегодня Вилор Струганов не хочет вспоминать о тех событиях и говорит, что для себя оставил случившееся в прошлом.
Что еще стало причиной разрыва?
«Впервые этот вопрос, больше даже на уровне ощущения, пробежал у меня в далеком 94-95 году: кто его сможет остановить? То, что он городит, не должно быть в нормальном обществе».
Что конкретно делал Быков?
«Я не могу говорить о вещах, которые не происходили у меня на глазах, но я вижу картину. Что происходили события, интересантом и бенефициаром которых мог быть только один человек. Когда такое происходит не один раз, мы убеждаемся, что это система. И тогда мы начинаем смотреть на человека и задумываться, что ему, может, стоит продиагностироваться в определенных медицинских центрах психиатрических.
По словам Цветомузыки, начали исчезать люди. Или между Быковым и партнерами происходили недопонимания – и человек неожиданно погибал.
«Эти события носили такой – радикальный – характер: человека не просто избивали, он погибал. И потом, смотря репортажи и зная что-то свое, мы могли делать выводы. Но у меня не было первоисточников, Быков никогда не делился с кем-то своими намерениями».
О личности Быкова
«На протяжении всей политической жизни Быков никогда не был инициатором чего-то конструктивного, существенного. Все сводилось к одному: давайте от источника распределения отодвинем одних, поставим меня.
Если мыслить критически, можно сделать некоторый обзор всего, что происходило вокруг этого имени за 15 лет: все погибают, тюрьма, погибают, тюрьма – а этот человек постоянно в белом. Ну понятно же, что это не то определение, когда мы говорим: «Как ему везет!».
Это комплекс таких прошлых жизненных мероприятий, которые выразились и в коррумпированности чиновников, и сотрудников правоохранительных органов, и общественных институтов, и ваших коллег журналистов, которые, зная, о чем идет речь, говорили ложь. Это дало мультиэффект, что этот человек на протяжении стольких лет, когда вокруг было разрушающее цунами для всех, постоянно стоял с развевающимся плащом победоносца.
По словам Вилора Струганова, Анатолий Быков всегда считал, что о чем угодно можно договориться.
«А как не договориться? Не договоримся сейчас – договоримся потом. Сейчас уйдет этот человек, придет другой. У него все это уже на подкорке».
Об отношении Быкова к своему окружению
«Я знаю, что с точки зрения материального он остался неблагодарен ко всему своему близкому окружению. И когда они пытались как-то восстановить справедливость, он даже перестал с ними встречаться».
Как уточнил Цветомузыка, речь не идет об устранении людей – пропадали только те, кто мог что-то рассказать, стать источником для уголовного дела. Что насчет остальных, входивших в близкий круг, говорит он, то Быков считал, что ничем им не обязан.
«А вот с бизнес-партнерами там происходило четко. Есть схема, по которой они реализовывали свои проекты. Я их несколько знаю, и по нескольким могу сказать, что когда он понимал, что вторая сторона уже не может больше влиять на зарабатывание денег, – он от них просто избавлялся, кидал их. Просто отключал телефон и говорил – все. Находил какой-то элементарный формальный предлог, условно говоря – ты не так носишь бороду. Или отдыхаешь не так, как отдыхаю я.
Практически, я не знаю ни одного человека, который с Анатолием Петровичем вел какой-то бизнес и остался с ним в хороших отношениях. Ну просто нет».
Он думал, что за ним никогда не придут?
«Когда ему пытались донести, что начались процессы, которые закончатся для него очень печально, он сказал так (это мне дословно передал человек, который имел счастье общаться с ним): «Все свои вопросы я решил сам. Если у кого-то они есть, пусть они сами без меня и решают».
Он был уверен, кто-то давал ему гарантию, что все, что было, поросло травой.
Быков никогда не собирался покидать Россию, он был уверен, что у него есть покровители, которые смогли его убедить в том, что ему нечего переживать за события, которые произошли в далеких 90-х и начале 2000-х».
Почему у такого человека получилось так стартануть?
«Феномен этих людей в том, что они менее подвержены этическим ограничениям».
Напомним, что 12 мая Центральный районный суд Красноярска вынес Анатолию Петровичу Быкову приговор по уголовному делу о подстрекательстве к убийству предпринимателя Андрея Неколова. Ему назначили 11 лет колонии.
По совокупности вместе с приговором по первому делу, за организацию убийства участников банды Александра Наумова и Кирилла Войтенко, составившему 13 лет,
общее наказание для авторитетного в прошлом предпринимателя составляет 17 лет.
И это еще не конец: сейчас суд рассматривает третье уголовное дело Быкова, об организации убийства Владимира Филиппова в 1998 году. Каким бы ни был третий приговор, Быков проведет за решеткой долгие годы, и если отбудет наказание до конца, выйдет на свободу 80-летним стариком.