Минприроды РФ и экологи Красноярска обеспокоены планами перевалки угля на Енисее
В Министерстве транспорта РФ прорабатывают вопрос о «пилотной экспортной отправке» партии угля через Енисей и Северный морской путь в страны Азии, а в Минприроды упоминают об обязательных общественных обсуждениях подобных инициатив, говорится в официальных ответах красноярскому экологу Павлу Гудовскому.
При этом, напомним, для перевалки угля в крае нет свободных мощностей, а кроме того, реализация подобных планов может существенно осложнить экологическую ситуацию.
О намерениях проложить новые пути для транспортировки угля на восток в федеральном Минтрансе заговорили еще в феврале. Уголь, добываемый в Кузбассе, предложили доставлять по железной дороге до Красноярска и Лесосибирска, в портах перегружать на речные баржи, сплавлять вниз по Енисею, а там перегружать на морские суда и по СМП отправлять на юго-восток.
Первую пробную партию собирались отгрузить уже в навигацию 2023 года.
В Красноярском крае инициативы сразу вызвали много вопросов. Так, у Енисейского речного пароходства, которое осуществляет и северный завоз, и транспортировку промышленных грузов, свободных мощностей нет.
А перевалка угля открытым способом означает значительное ухудшение состояния окружающей среды угольной пылью –
при том, что экологическая ситуация в Красноярске и Лесосбирске и без того очень серьезная.
Вопрос о федеральной инициативе даже обсудили на заседании профильного комитета Заксобрания края: депутаты выступили против реализации проекта с экологическими рисками и собирались отправить запрос в правительство.
Между тем запросы в Минтранс и Минприроды отправил и эколог Павел Гудовский, председатель КРОО «Экологически чистый и свободный от коррупции край». Накануне он рассказал о том, какие пояснения получил от чиновников.
Так, в ответе директора департамента госполитики в области морского и внутреннего водного транспорта Минтранса РФ Виталия Клюева говорится, что
вопрос об организации пилотной отправки угля на Восток прорабатывается «в рамках исполнения поручения правительства от 1 ноября 2022 года».
В то же время в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ красноярцу сообщили, что существует процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которая включает различного рода исследования, а также проведение общественных обсуждений подобных инициатив.
При этом официальной информации о намерениях использовать инфраструктуру портов Красноярска и Лесосибирска для экспортных перевозок угля в Азию в Минприроды России и в минэкологии Красноярского края пока не поступало, говорится в письме.
«Анализируя ответ Минтранса РФ, понимаешь, что в правительстве все-таки всерьез рассматривают идею организовать перевозку угля по Енисею в страны Юго-Восточной Азии, и это весьма настораживает. Но слегка успокаивает позиция Минприроды РФ в части того, что есть понимание рисков в связи с организацией масштабной перевозки угля в городских портах Красноярска и Лесосибирска, которые включены в перечень городов федерального проекта «Чистый воздух» в связи с грязным воздухом», – прокомментировал результат обращений эколог.
ДЕЛА намерены следить за тем, как будет развиваться ситуация, – как и общественники и экологи, которые озабочены новой проблемой и опасаются, что планы Минтранса могут осуществиться и серьезно ухудшить состояние и без того грязного воздуха Лесосибирска и Красноярска.