Деньги не вернут: кибермошенники выманили у населения 14 млрд рублей
Киберпреступники всех мастей продолжают обчищать жителей Красноярского края и России: дня не проходит без звонков «главных следователей Москвы», «сотрудников Центробанка» или «майоров полиции».
Об актуальных данных по телефонным аферам в крае и способах спастись от интернет-грабежей сегодня говорили на совместной пресс-конференции управляющий Отделением Красноярск Банка России Сергей Журавлев и начальник ГСУ ГУ МВД России по краю Руслан Северин.
Сколько украдено
Всего в 2022 году жители России отдали мошенникам 14 млрд рублей. Число сомнительных операций по банковским счетам составило 877 тысяч. Это меньше в сравнении с 2021 годом на 15%, но суммы увеличились на 4%. В среднем за «сеанс» красноярцы и другие обманутые аферистами расставались с 15 тысячами рублей.
В 2023 году грабеж продолжился: за 3 месяца жителей края лишили 500 млн рублей.
Кого ограбили
За первый квартал в полиции возбудили 2377 уголовных дел о киберворовстве. Жертвами аферистов стали 2372 человека, включая 1231 женщину, 546 пенсионеров, 93 студентов, 27 инвалидов, 15 иностранцев, 15 безработных.
Почти все они слышали о телефонных мошенничествах, но не подумали, что на этот раз преступники выбрали их.
Обманутым может оказаться любой. Как рассказал Руслан Северин, в полиции расследуют даже дело об ограблении сотрудника госучреждения:
«Мошенник вел себя агрессивно, представился вышестоящим руководителем, использовал в речи профессиональную терминологию учреждения, торопил, угрожал увольнением, чем ввел жертву в стрессовое состояние, не позволяющее адекватно оценить обстановку».
Свежий случай: семья осталась без всего
22 апреля в отдел полиции №6 поступило заявление от родных 70-летней женщины. Месяц назад по телефону ее убедили, что кто-то покушается на ее накопления – деньги якобы надо «перевести на безопасный счет». Мошенник проинструктировал жертву, что в банке, снимая деньги, надо назвать цель – например, на ремонт, покупку мебели и т.д., чтобы никто ничего не заподозрил. Женщина послушно пришла в банк, сняла со счета 750 тысяч – и перевела преступникам.
Поняв, что она легко поддается убеждению, мошенники убедили ее также в необходимости продать квартиру. Деньги от продажи, 2,5 млн рублей, пенсионерка перевела на продиктованные ей номера банковских карт. Дочь обманутой узнала обо всем уже тогда, когда семья осталась без жилья.
На что уповают преступники
По словам экспертов, мошенники широко пользуются методами социальной инженерии и техниками нейролингвистического программирования, воздействуя на жертву психологически.
Человек сам кладет деньги «на блюдечко с голубой каемочкой»,
убежденный в том, что либо кто-то пытается взломать его счет, либо надо помочь следствию, либо предотвратить взятие кредита неизвестным злодеем или же выручить родственника.
Мошенники, представляясь сотрудниками полиции или банка, называют «клиентов» по имени, ведь за каждым из нас в интернете тянется заметный электронный след: аферисты вовсю пользуются подпольными базами данных. Преступники настойчивы, доброжелательны, искренни, говорят быстро и убедительно, стараясь отключить рациональное мышление жертвы.
«Киберпреступники, как и мы с вами, читают, смотрят, слушают новости. Они следят за повесткой, ориентируются в трендах и под них подстраивают мошеннические схемы. В то же время базовых сценария всегда два. Они либо играют на нашей алчности, искушают – предлагают скидки, выплаты, бонусы, либо запугивают – потерей денег, уголовным преследованием, оформлением кредита на ваш паспорт», – рассказал Сергей Журавлев.
Самые распространенные способы отъема денег
Самый распространенный способ обмана в Красноярском крае – предупреждение о том, что со счета жертвы якобы списываются деньги. «Сотрудник» предлагает предотвратить списание и для этого запрашивает данные карты. Также очень распространены «оформление кредита» через Госуслуги и «взлом личного кабинета» там же, а кроме того, запрос кодов для «подтверждения кредита».
Один из новых способов грабежа, о котором писали ДЕЛА, – использование QR‑кода. В некоторых банках с его помощью можно снять наличные; код генерируется в мобильном приложении. Мошенники звонят под видом банковских работников, сообщают, что в банк «поступил запрос о несанкционированном снятии денег со счета», и просят прислать QR-код для отмены операции. А затем, получив код от доверчивой жертвы, сами снимают деньги с ее счета в банкомате.
- Среди новых способов также – предложение о работе, которое доверчивый адресат получает в мессенджере. Его просят о переводе вступительного взноса, обещая трудоустройство. Сам взнос небольшой, но путем манипуляций злоумышленники узнают данные банковских карт и номера телефонов, взламывая счета соискателей.
- Также жертвам мошенничества поступают предложение забрать некий кешбэк. Чтобы якобы перевести его в рубли, клиент должен продиктовать аферисту реквизиты своей карты и смс-код. Нетрудно догадаться, кто в итоге получит «кешбэк» и все остальное со счета.
Деньги вернуть почти невозможно
Сообщая свои финансовые данные – срок действия карты, CVV-код, код из СМС, QR-код – «майору», жертва делает это добровольно.
Так что у банка нет никаких формальных оснований для возврата клиенту средств.
В прошлом году обманутым вернулись лишь около 600 млн рублей – менее 5% того, что они отдали преступникам-обманщикам.
Что пытаются делать для обуздания мошенников
В Центробанке и Минфине РФ пытаются принять меры, чтобы обезвредить аферистов. К примеру, в 2022 году операторам связи направили свыше 750 тыс. телефонных номеров, которые использовались для хищения денег, и было заблокировано свыше 4 млн вызовов, совершенных по технологии подмены номера.
Мошенники, однако, приспособились звонить через интернет-мессенджеры. Там контроль со стороны сотовых операторов не работает.
На сегодня в Банке России выступили с двумя законодательными инициативами.
В специальном подразделении ЦБ, которое занимается кибербезопасность, сейчас ведется база данных о попытках перевода денег без согласия клиентов. Ее планируется довести до всех банков, рассказал Сергей Журавлев.
Банк России предлагает принять законопроект о введении двухдневного периода охлаждения – в случае, если банк увидит, что клиент хочет перевести деньги на подозрительный счет из базы,
он будет обязан приостановить их зачисление на 2 дня.
«Период охлаждения нужен, чтобы у человека было время осмыслить ситуацию», – отметил руководитель красноярского отделения Центробанка.
Вторая инициатива –
обязать банки возвращать клиентам деньги
в течение 30 дней в случае, если банк перевел их на сомнительный счет из базы данных. Оба предложения находятся на рассмотрении в Госдуме.
Но главное, по словам управляющего Отделением Красноярск Банка России Сергея Журавлева, как можно больше рассказывать о кибермошенничестве:
«Одна из главных задач – чтобы люди были психологически готовы к встрече с мошенниками: по телефону, в мессенджере или лицом к лицу. И знали, как вести себя в такой ситуации».
Это стоит помнить каждому
- Сотрудники банков и силовики никогда не звонят через мессенджеры.
- Сотрудники банков и правоохранители никогда не рассылают сканы документов.
- Сотрудники банков никогда не запрашивают у клиентов QR-коды и CVV-коды.
- QR-коды о снятии наличных нельзя пересылать и даже хранить в телефоне.
- Стоит установить суточный лимит на переводы или снятие денег со своего счета.
- В банке можно оформить запрет на оформление кредитов онлайн.
- Любые разговоры о ваших деньгах по телефону, которые заводят незнакомцы, нужно пресекать.
Доля тех, кто сталкивался с мошенниками, по данным опроса ЦБ в регионах России, конец 2022 года
Что делать, если вы стали жертвой мошенников
- Сразу заблокируйте карту через личный кабинет, мобильное приложение, звонок в контакт-центр банка (номер указан на обороте карты) или в отделении.
- В течение суток после получения сообщения о списании средств напишите заявление в банк о несогласии с операцией.
- Заявите о хищении в полицию.
- Передайте номер, с которого вам звонили, через интернет-приемную на сайте ЦБ.