Красноярцам рассказали историю Детской железной дороги в Центральном парке
В Красноярске реконструируют Центральный парк, где есть памятный для города объект – Детская железная дорога, построенная в 1936 году.
Чтобы не навредить памятнику во время работ при строительстве нового учебного корпуса детской дороги в северо-западной части парка (рядом с перекрестком ул. Горького и Маркса), проект его прошел государственную историко-культурную экспертизу. В заключении экспертов есть интересная глава о появлении в Красноярске ДЖД.
Парк, а в те времена еще городской сад, официально появился на карте Красноярска в 1828 году. Город получил «Высочайше утвержденный» план с нынешней площадью Революции, Богородице-Рождественским собором, торговыми рядами и архиерейским домом.
В Красноярске уже тогда уделяли внимание озеленению, ставя природный фактор одним из основных. Так был организован городской сад и еще несколько скверов – проектировщики хотели сохранить связь Енисея и Качи, а между реками как раз существовала полоса соснового леса.
Планировка городского сада в генплане 1828 года просуществовала на протяжении двух веков, практически не изменившись. В саду появлялись и сносились разные постройки, протаптывались и зарастали тропинки, но границы его сохранились.
Железная дорога в парке появилась благодаря энтузиазму завуча фабрично-заводского училища при Красноярском паровозоремонтном заводе Захарию Иванову. Вместе с учениками в свободное время он собрал действующую модель паровоза серии СУ-00-01. Она была изготовлена в масштабе 1:5, а вес ее составил 1,5 тонны.
На первомайской демонстрации 1936 года паровоз торжественно презентовали красноярцам. Он проехал по специально проложенным для этого рельсам в сквере Сурикова, который тогда назывался Сенной площадью.
«Паровоз, который вел состав из нескольких грузовых платформ, привел в восторг красноярскую детвору. В результате и родилась идея построить в Красноярске Детскую железную дорогу».
Рельсы с Сенной площади решили перенести в городской сад, и открытие Детской железной дороги на новом месте состоялось уже 12 июня того же года. Она стала первой в РСФСР и получила название «Детская железная дорога имени тов. П. Д. Акулинушкина». (Имя сохранялось недолго. Павел Акулинушкин был первым секретарем Красноярского крайкома партии. Его репрессировали и расстреляли в октябре 1937 года.)
На детской железной дороге было три платформы – «Октябренок», «Пионер» и «Счастливое детство».
Кстати, название третьей сохранилось дольше всех – в 1970-80-е детей катали от «Первомайской» до «Счастливого детства».
Железная дорога стала не единственным изменением: в парке одновременно построили новые аттракционы и поставили парашютную вышку.
Железная дорога сперва была однопутной, протяженностью 816 метров. Паровоз после каждого рейса приходилось разворачивать на двух специальных поворотных кругах на конечных станциях.
И лишь в 2007 году детскую дорогу закольцевали, увеличив ее протяженность до 1300 метров.
После постройки железную дорогу постоянно совершенствовали, и она стала центром притяжения юных конструкторов. Вот так описывает историк те события:
«В 1948 году охочие до техники ребятишки добыли где-то старенький мотоцикл. Был это полуразбитый «ИЖ-7», одна из первых советских моделей. Ребятишки починили его, многие детали выточили сами и создали на Малой железной дороге мотоциклетный кружок».
Уже к 1958 году Детская железная дорога превратилась в политехнический центр, в котором юные железнодорожники занимались в различных технических кружках: железнодорожном, железнодорожно-конструкторском, паровозном, автомобильном, мотоциклетном, кинокружке, фотокружке и других.
Инфраструктура дороги тоже разрасталась. Появились две станции (платформу «Пионер» убрали, а «Октябренок» переименовали в «Первомайскую»), вокзал с полукруглым витражом, зал ожидания, паровозо-вагонное депо, шесть пассажирских и один грузовой вагон, моторная дрезина, учебно-ремонтные мастерские, киностудия, фотолаборатория, радиоузел, библиотека, автомобиль и множество велосипедов.
В 1961 году старый паровоз отправили в музей, заменив его на тепловоз «Юность», который построили в Красноярском локомотивным депо. «Юность» через пять лет заменили на тепловоз «Мечта» серии ТУ-00-02. А «Мечту» в 1986 году – на тепловоз «Юбилейный».
В 2016 году, когда детская магистраль отпраздновала 80-летие, ей подарили новый поезд «Сибирячок» – первый в истории детской железной дороги электрический локомотив.
В 1980-е старый вокзал на «Первомайской» снесли, а на его месте построили новое здание с навесом, кассами и остальной вокзальной инфраструктурой. К 70-летию Детской железной дороги было принято решение о ее модернизации и строительстве нового ЖД-вокзала и новой станции «Юбилейная».
В 2005 году станции «Первомайская» и «Счастливое детство» были демонтированы, а в 2006–2008 годах построена новая станция «Юбилейная», железнодорожный путь закольцован, выстроено новое здание вокзала с просторным залом ожидания, музеем, учебными и бытовыми помещениями. Немного позднее в западной части парка появилась посадочная платформа «Мечта».
Так Детская железная дорога в Центральном парке обрела свой сегодняшний вид.
На этом ее преображение не заканчивается. В ходе нынешней реконструкции Центрального парка парка там должен появиться новый учебный корпус ДЖД.
Учебный корпус появится у Исторического квартала, в районе одной из платформ бывшей станции «Счастливое детство».
Выглядеть он будет так же, каким был первый железнодорожный вокзал самого Красноярска, построенный в 1895 году.
Эксперты дали положительное заключение на проект учебного корпуса. Когда завершится строительство, обновленная Красноярская детская железная дорога будет и дальше радовать своих пассажиров.