Как уговорить частный сектор Красноярска перейти на экологичное топливо?
Красноярцы, которые живут в частных домах, не торопятся переходить с угля на более экологичное топливо. Хотя деньги на это выделены из федерального бюджета в рамках проекта «Чистый воздух». За 2022 год, по данным министерства ЖКХ края, на экотопливо перешли всего 23 домовладения. А в Красноярске их 15 тысяч!
Тем временем, в разгар отопительного сезона, НМУ и домовые печи делают воздух Красноярска удушающим, а бенз(а)пирен в приземном слое явно не улучшает самочувствие горожан. Почему реализация программы перевода частного сектора на экотопливо буксует, как ее ускорить? Ответ пытались найти эксперты на круглом столе, который организовала Общественная палата Красноярского края.
Глава проектного офиса «Чистый воздух» Максим Корольков подчеркнул, что вопрос экологии Красноярска – ключевая задача, потому что денег выделено больше, чем остальным участникам федерального проекта, а темпы реализации проекта низкие. Специфичный рельеф и современная высотная застройка делают свое дело: частный сектор оказался как бы заперт в локальных участках внутри города-миллионника.
Это подтверждают и онлайн-карты загрязнения города: именно в частном секторе регулярно фиксируются превышения по веществам, загрязняющим атмосферный воздух. В рамках федерального проекта «Чистый воздух» чадящие автобусы в Красноярске заменяют на экологичные модели, начали стройку метро, есть подвижки по развитию трамвайной сети. Предприятия обязывают устанавливать современные фильтры, обновлять технологии и снижать объемы выбросов.
Но с частным сектором экологическая работа застопорилась.
Экологично = дорого
А ведь начиналось все хорошо. Во время Универсиады в Красноярске прошел эксперимент, в ходе которого частным домовладениям бесплатно раздавали угольные брикеты – экологичное бездымное топливо. Результаты были обнадеживающие, но дальше эксперимента дело не пошло. Покупать за свой счет бездымный уголь люди не хотят. Самым дешевым вариантом был и остается привычный уголь. Жители частного сектора не задумываются о воздействии концентрации вредных веществ в приземном слое, на уровне органов дыхания. Зато это делают ученые.
Сергей Степанов, доктор технических наук, возглавляющий Управление инновационных технологий переработки угля, в своей презентации на круглом столе привел впечатляюще сравнение: «1 кг угля, сожженный в бытовой печи, выбрасывает бенз(а)пирена в 370 раз (!!!) больше, чем сожженный на ТЭЦ».
Получается, воздействие частного сектора намного вреднее, чем промышленности и ТЭЦ, т.к. дым безо всякой очистки попадает в атмосферу через низкие трубы, а источники распределены по всему городу.
«В странах Евросоюза, Британского содружества, США, Японии и ряде других стран давно действуют законодательные нормы на применение в автономных отопительных приборах только определенных марок твердого топлива, которые прошли обязательную сертификацию. В Чехии был свидетелем работы природоохранной службы. Приходит инспектор и проверяет не выбросы из трубы, а какое топливо хранится в домовладении – паспортное или иное. Иное – штраф 5000 евро», – рассказал Степанов.
Нам это не надо
Однако в наших реалиях вряд ли можно применять такие меры воздействия. По оценкам экспертов, только 8-10% жителей красноярского частного сектора готовы тратиться на современные котлы и экологичное топливо. И даже за счет государства устанавливать их не готовы. Вот цифры, которые приводит министерство ЖКХ: в прошлом году лишь 23 домовладения добровольно подали заявку и перешли на СПГ – сжиженный природный газ. 94 домовладения наготове. Разъяснительную работу, информирование населения усилили. На 2023 год поступило 646 заявок.
Дело – труба
Позитивный пример есть на востоке страны. Информацией поделился Юрий Безбородов, доктор технических наук. По данным из его презентации, магистральный газопровод «Сила Сибири» («Восточный» маршрут) транспортирует газ с Ковыктинского месторождения в Иркутской области и Чаяндинского в Якутии для российских потребителей на Дальнем Востоке и в Китай.
Строительство этого газопровода начали в 2014 году, а пуск состоялся уже в 2019‑м. То есть потребовалось 5 лет. С газопроводом «Сила Сибири – 2» дела идут медленнее. Изначально его планировали проложить через Алтай.
«Проект находится на стадии разработки проектно-сметной документации. По состоянию на 2022 год, строительство газопровода может начаться в 2024 году и завершиться в 2029 году. Как пройдет маршрут «Силы Сибири – 2»? «Газпром» ориентируется на прокладку прямого маршрута в Китай через Алтай. Этот вариант более короткий, он пролегает через труднодоступные горные массивы. Летом 2022 года депутат Госдумы от Красноярского края Александр Дроздов обратился в Минэнерго с запросом относительно маршрута и сроков строительства газопровода «Сила Сибири – 2». Он поделился ответом от первого заместителя министра энергетики Павла Сорокина. В соответствии с этой информацией,
маршрут может пройти через Красноярский край вблизи городов Красноярск, Ачинск, Канск.
Сроки строительства газопровода обещают определить после подписания соглашения с партнерами из Китая», – сообщил в своем докладе Юрий Безбородов.
Какой газ для нас?
В 2020 году «Газпром» и 67 регионов РФ подписали программу развития газоснабжения и газификации регионов. Но Красноярский край в ней значится в виде АО «Норильсктрансгаз», очевидно, с целью газификации севера края. Тянуть ветку от Норильского района до Красноярска нецелесообразно. Гораздо оптимистичней выглядит вариант использования ближайших к краевому центру месторождений.
Доклад представителя Центрсибнедра (департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу) в общем-то внушает оптимизм. В Красноярском крае 40 месторождений, из них 7 нефтяных, а 14 – газовых! В том числе в Кежемском, Богучанском районах. Абаканское месторождение и вовсе в 300 км от Красноярска. Оно не эксплуатируется из-за отсутствия заказчика и производственно-транспортной инфраструктуры.
Если газопровод «Сила Сибири – 2» все же пройдет вблизи нашего города, появится реальный шанс перевести частный сектор на магистральный газ.