Путь Сибири: подводим итоги 2022 года вместе с КрасЖД
Красноярская железная дорога уникальна сложным рельефом и большим количеством искусственных сооружений – тоннелей, мостов, виадуков. Она проходит по удивительно красивым местам: через тайгу, вдоль горных рек, через скальные массивы Восточного Саяна и Кузнецкого Алатау. Она соединяет города и поселки, помогая преодолевать огромные расстояния.
Дорогу не случайно называют главной транспортной артерией Красноярского края и Хакасии. Основные потребители продукции местных предприятий находятся либо за пределами регионов, либо за рубежом. Более 80% всего, что здесь производится, доставляется по КрасЖД.
Вместе с железнодорожниками подводим итоги 2022 года – рассказываем о главных событиях и проектах. И немного заглянем в будущее – узнаем о планах на 2023 год.
Разворот на Восток
Красноярская железная дорога постоянно занимается реновацией всех ключевых транспортных подсистем, внедряет инновации, ведет обновление своей инфраструктуры – делается это с учетом потребностей экономики регионов Сибири.
2022-й год не стал исключением. Объем инвестиционной программы КрасЖД – свыше 30 млрд руб.
Большая часть средств пошла на модернизацию южного хода – от Междуреченска до Тайшета. С него начинается Восточный полигон БАМа и Транссиба.
Работы здесь ведутся не один год. На первом этапе (с 2013 по 2021 годы) КрасЖД было построено порядка 180 км новых главных и станционных путей.
В 2022 году стартовал второй этап – по инвестпроекту РЖД «Увеличение пропускной способности участка Артышта – Междуреченск – Тайшет».
На однопутных перегонах трассы ведется строительство порядка 300 км новых путей. В планах обновление тяговых подстанций и реконструкция четырех железнодорожных станций. А самым крупным объектом станет новый Второй Козинский тоннель: его возведут на горном перевале Джебь ─ Щетинкино.
В 2022 году на южном ходу уже реконструировано 2 подстанции (Саянская и Крупская), еще на 6 таких энергообъектах (Кравченко, Мана, Крол, Щетинкино, Кошурниково, Курагино) работы практически завершены. Это повысит надежность электроснабжения, а кроме того, поезда смогут ходить здесь быстрее и чаще.
Весь год на 15 однопутных участках трассы шли строительно-монтажные и подготовительные работы. На двух из них железнодорожники построили вторые главные пути.
Проект крайне актуален. Обновление транзитного хода Междуреченск-Тайшет ведется РЖД с учетом утвержденных параметров модернизации БАМа и Транссиба, обеспечивающих увеличение к 2024 году провозной способности до 180 млн. тонн.
Снятие инфраструктурных ограничений на этом участке создаст условия для перевозки дополнительных объемов грузов в самом востребованном восточном направлении.
«Ермаки» Сибири
Чтобы перевозить больше грузов на Восток, нужны мощные локомотивы. И они есть.
Отечественные электровозы «Ермак» разработаны специально для эксплуатации на таких магистралях, как КрасЖД, для которых характерен сложный рельеф пути. С помощью этих машин железные дороги Восточного полигона активно внедряют технологию вождения тяжеловесных поездов весом 7100 тонн, а также сверхтяжелых – 12–14 тысяч тонн. Она позволяет перевозить больше грузов по уже существующей инфраструктуре. При этом, потребление энергоресурсов на тягу поездов сокращается.
В 2022 году парк КрасЖД пополнили 30 новых отечественных электровозов «Ермак».
А за 5 лет на магистраль по инвестпрограмме РЖД пришли 285 локомотивов новых серий. Все они сегодня помогают перевозить грузовые поезда-гиганты.
Рекорд «Городской электрички»
Два миллиона человек воспользовались городскими электропоездами краевого центра в 2022 году – такой показатель достигнут на Красноярской железной дороге впервые в истории проекта «Городская электричка».
Он стартовал в 2014 году, когда было заключено специальное соглашение о сотрудничестве между ОАО «РЖД», администрацией Красноярска и правительством Красноярского края.
Шесть лет назад частью маршрута стало Дивногорское направление: эта железнодорожная линия позволяет легко и быстро добраться до объектов, считающихся главными туристическими достопримечательностями края (фанпарк «Бобровый лог», зоопарк «Роев Ручей», нацпарк «Столбы», мемориальный комплекс В.П. Астафьева в селе Овсянка и др.).
Проект совершил рывок в развитии благодаря инфраструктурному обновлению. КрасЖД были построены 8 новых остановок в густонаселенных районах Красноярска: в Свердловском появились пассажирские платформы Белые росы, Тихие зори, Бобровый лог и Арена Платинум, в Октябрьском – Калинина, в Советском – Водопьянова и Северное шоссе, в Железнодорожном – Железнодорожная больница.
По мере развития инфраструктуры пассажиропоток «Городской электрички» стал увеличиваться – в среднем на 20% ежегодно.
Железнодорожники не останавливаются на достигнутом. В 2022 году началось строительство новой «островной» платформы на ст. Красноярск Северный. Обновилась станция Злобино, где появилась возможность принимать электропоезда на ближайший к вокзалу первый путь: это создает более комфортные условия для пассажиров.
В 2023 году КрасЖД проведет реконструкцию пассажирской ветки до Дивногорска. Здесь планируется заменить путь на деревянных шпалах на современное полотно на железобетонном основании. Это позволит увеличить скорость движения электричек, связывающих краевой центр с Дивногорском, а также повысит безопасность перевозок.
В перспективных планах – строительство второго железнодорожного пути на мосту 777, которое даст возможность замкнуть городские маршруты в кольцо. Тогда объехать весь город на электричке можно будет максимум за 1 час 20 минут.