Красноярской пионерке Лиде Прушинской устанавливают абстрактный памятник на улице Маерчака
В Красноярске на ул. Маерчака устанавливают новый арт-объект – памятник 14-летней Лиде Прушинской, в честь которой названа примыкающая к Маерчака улица. Девочка пыталась спасти свою 6-летнюю знакомую из огня.
Трагедия случилась 31 августа 1964 года. 14-летняя Лида шла на встречу со своей мамой, чтобы пойти за покупкой – новыми туфлями к 1 сентября. По дороге она остановилась поиграть в песке со своей знакомой, 6-летней Олей Битовой. Неподалеку стоял бензовоз, из которого вниз, к ул. Железнодорожников, потекло горючее.
Топливо по неизвестной причине вспыхнуло там, где играли дети, и Лида не раздумывая бросилась в огонь, чтобы помочь Оле.
Обе попали в больницу с 80%-ми ожогами. Младшая девочка умерла, не приходя в сознание, а Лида еще несколько часов боролась со смертью. Но спасти ее не смогли.
О поступке школьницы рассказала газета «Пионерская правда», после чего в школу №19, где училась Лида, начали сотнями приходить письма.
Девочку посмертно наградили медалью «За отвагу на пожаре», а улицу Солидарности (быв. Затюремную) переименовали в честь героической девушки. На Троицком кладбище в 2015 году ей установили памятник.
При этом место погребения пришлось искать заново – его нашли по советскому документальному фильму «Дзержинец», в котором есть сцена с пионерами, посещающими кладбище. С 1990-х годов могила была заброшена.
Арт-объект, о котором рассказали в паблике Железнодорожного района, символизирует волю к жизни девочек, ставших жертвами трагедии. Конструкция напоминает вытянутые вверх руки – и одновременно костер.
Сейчас памятник еще устанавливается, а рядом с ним появится табличка с отрывком из стихотворения Николая Нестерова о Лиде Прушинской, написанного в 2013 году:
«Из пламени вынесла это – Последние угольки лета, Последние искорки и Сгоревшие руки твои.
Глаза твои, морем соленые, И губы, огнем опаленные. В слепой золе пожара – Только жалость. Душа на 20 грамм Подорожала.
Спасти тебя я всё пыталась – Лишь дыма наглоталась.
Я буду черной вся, Ты – светлой, выше, чище... Боюсь, меня одну отыщут в пепелище...»
Стихи Лиде Прушинской посвящали и другие поэты: Игнатий Рождественский и Анатолий Ануфриев.
Памятник будет полностью готов и подсвечен до конца года.