По Севморпути дорогу грузам из Красноярского края проложит новый ледокол
Прокладывать путь по Северному морскому пути на севере Красноярского края грузовым судам будет новый ледокол. Уникальный по продолжительности контракт между «Норникелем» и «Росатомом» накануне был заключен на форуме «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге.
Атомный ледокол серии 22220 обеспечит судоходство для судов с грузами «Норникеля»
до конца 2041 года – с возможностью пролонгации договора до конца 2051-го.
Сегодня по краткосрочному контракту перевозки выполняются с помощью атомохода «Сибирь» той же серии 22220. С начала 2022 года он способствует навигации между портами Мурманска – Архангельска и Дудинки, позволяя судам следовать с коммерческой скоростью.
Видео – первый рейс ледокола «Сибирь» на Енисее, февраль 2022 года:
По договору использование нового ледокола серии также позволит прокладывать и поддерживать проходимость каналов в ледовом припае Енисея от Енисейского залива до порта Дудинка, а далее обеспечивать проходку судов от западной кромки льдов порта и обратно по западному сектору Северного морского пути в районе Карского моря.
Договор на Арктическом форуме подписали и. о. гендиректора ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица и старший вице-президент – руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения «Норникеля» Сергей Дубовицкий в присутствии заместителя гендиректора «Росатома» Вячеслава Рукши.
Новый контракт является продолжением партнерства между «Норникелем» и Росатомом в развитии Северного морского пути. Именно СМП является главным транспортным коридором для доставки грузов горно-промышленной компании, и «Норникель» – один из крупнейших потребителей услуг ледокольной проводки. В свою очередь Росатом обеспечивает базу для получения финансирования на постройку следующих ледоколов.
Всего «Норникель» сегодня привлекает два атомных ледокола «Атомфлота»: типа «Таймыр» («Вайгач») и «Сибирь», а также дизельный ледокол «Адмирал Макаров» Росморпорта (1975 года постройки). В месяц они проводят через енисейские льды до 11 судов.
У «Норникеля» имеется собственный арктический флот: 6 судов усиленного ледового класса (пять контейнеровозов и танкер «Енисей»), которые могут пробивать льды толщиной до 1,8 м без сопровождения ледоколов.
В 2010–2011 годах суда впервые в истории проследовали по всей трассе СМП с запада на восток в течение одной навигации, доставив грузы в Юго-Восточную Азию. Также с помощью флота «Норникеля» жизненно необходимыми грузами обеспечиваются жители Севера: каждый год это около 110 тыс. тонн продовольствия и товаров.
В собственности «Норникеля» – речные порты и морской порт Дудинка, а также погрузочный терминал в порту Мурманск, оснащенные современной инфраструктурой.
Помимо перечисленного, совместно с Роатомом «Норникель» продолжает заниматься проектом строительства нового дизельного ледокола.
Новые ледокольные мощности требуются промышленникам в связи со значительным ростом грузопотока при реализации новых инвестиционных проектов и работой по программе масштабной реновации Норильска.
«Количество рейсов в прошлую зимнюю навигацию через Дудинку увеличилось на 75%, а объем грузов вырос на 40% по сравнению со средними показателями предыдущих лет. Долгосрочный контракт с «Атомфлотом» и привлечение нового ледокола проекта 22220 на постоянной основе обеспечат ритмичную доставку грузов в Норильск и станут залогом успешного выполнения наших стратегических проектов», – отметил Сергей Дубовицкий.