Из-за «черного неба» минусинцы не пускают детей в школу
В Минусинске Красноярского края из-за загрязнения воздуха регулярно объявляют режим неблагоприятных метеоусловий – местные экоактивисты при этом считают, что, по сути, в городе всю зиму действует режим ЧС. Некоторые даже не отпускают детей в школу, чтобы по дороге не надышались канцерогенным угольным дымом, пишут «Известия». На проблему небольшого города в Сибири давно обратили внимание федеральные СМИ.
Как известно, Минусинск расположен в котловине, и в безветренную погоду весь город накрывает вредными испарениями. Но действенного решения проблемы пока нет.
По данным Роспотребнадзора Красноярского края, превышение содержания в воздухе загрязнителей 29-30 ноября было троекратным.
Оксида углерода в нем присутствовало в 1,8 раза больше, взвешенных веществ – в 2,9 раза. В эти дни в городе объявили режим неблагоприятных метеоусловий первой степени опасности: до 1 декабря. Затем его продлили еще на несколько дней, до вечера 5 декабря. Но самой проблеме уже много лет.
«Частный сектор – а только в Минусинске это более 12 тыс. частных домов, плюс соседние города – отапливается углем. Газ нам не проводят, а перейти на электроотопление люди не могут из-за отсутствия льготных тарифов. Хотя, казалось бы, у нас рядом Саяно-Шушенская ГЭС», – рассказала «Известиям» местная жительница Татьяна.
При этом с 1 июля 2022 года цены на электроэнергию для жителей города составляют от 3,25 до 5,23 рубля за киловатт-час. «Для большинства жителей Минусинска это дорого, говорится в петиции на сайте «Российская общественная инициатива», – пишет издание.
Из-за расположения в низине дым стоит в городе. «Дышать нечем, много аллергиков, больных детей, онкологии. Когда видишь и понимаешь эту угрозу здоровью дочери, отпустить ее в школу я считаю преступлением», – говорит Татьяна.
Как отмечает местная экоактивистка Евгения Четверугина, из Минусинска очень многие уезжают из-за проблем со здоровьем, обсуловленных экологической ситуацией. «По улице мы просто ходим в дыму», – говорит она,
а концентрация крайне токсичного бензапирена, который образуется при сжигании угля, прошлой зимой, к примеру, в 152(!) раза превышала норму.
При этом жители ничего не могут добиться от власти уже пятый год, и единственное, что им предлагают, – перейти с одного вида угольного топлива на другой.
В последнее время возмущенные минусинцы посылают немало обращений в телеграм-канал главы Росприроднадзора Светланы Радионовой, надеясь на решение проблемы.
А в Минприроды «Известиям» сообщили о том, что с загрязнением воздуха в Минусинске планируют разбираться комплексно. Напомним, город должен войти в программу «Чистый воздух» в 2023 году. Но чем пока дышать жителям, ответа нет.
По словам председателя общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Андрея Нагибина, если раньше население грешило на промышленные предприятия, то сегодня очевидно, что
«черное небо» – результат печного отопления.
«У предприятий и трубы повыше, и контроль за их деятельностью сейчас серьезный. А вот частные дома отапливаются преимущественно низкокачественным углем, поскольку он дешевый», – говорит Нагибин.
По его мнению, решить проблему могла бы газификация, которой никак не может дождаться Красноярский край.