Счетная палата: экологические проблемы Красноярского края решить не удалось
Счетная палата Красноярского края направила заключение о реализации региональных экологических проектов по нацпроекту «Экология» в 2021 году в Заксобрание и правительство. Похвастаться в этом направлении региону нечем.
«Экспертно-аналитическое мероприятие» проводилось летом 2022 года на основе анализа общедоступных источников и ответов на запросы Счетной палаты. Проверялось, как вели работу в сфере экологии органы исполнительной власти.
Отчет начинается с характеристики природоохранной обстановки в крае – это все те же печальные цифры.
Первое место в России по объемам выбросов в атмосферу, третье – по образованию отходов производства и потребления, восьмое – по сбросу загрязненных сточных вод.
Уровень загрязнения воздуха в 6 городах был «очень высоким», хотя и несколько снизился в сравнении с 2019 годом. Основные загрязнители – промышленные предприятия, включая ГРЭС. Качество воды страдает тоже. Снижался запас древесины – а площади погибших и вырубленных насаждений в 2021 году превысили 61%. По объемам незаконной рубки лесов в 2021 году край стал вторым в стране. (Но третьим – по лесовосстановлению). Количество образуемых отходов выросло за год более чем на 37%.
В процессе работы по нацпроекту «Экология» правительство реализует региональные экологические проекты – всего 5 с 2021 года.
Это «Чистый воздух», «Комплексная система обращения с ТКО», «Сохранение лесов», «Чистая страна» и «Сохранение уникальных водных объектов».
Нормативная база и система управления по ним сформированы, хотя есть и недостатки. А вот финансовых ресурсов для достижения целевых указателей недостаточно. При этом на два проекта деньги вообще не выделялись.
Счетная палата подробно охарактеризовала работу власти по каждому из проектов – и сделала неутешительные выводы.
«В целом реализация региональных проектов НП «Экология» не оказала существенного влияния на решение экологических проблем края», –
говорится в заключении, хотя есть небольшая «положительная динамика».
Кардинального снижения уровня загрязнения воздуха в крупных промышленных центрах не зафиксировано, комплексная система обращения с ТКО, которая создавала бы условия для утилизации отходов, не сформирована.
Реализация проектов «Чистая страна» и «Сохранение уникальных водных объектов», по которым требуется ликвидировать свалки и накопленный природе вред, «не осуществляется».
Отчасти причина того, что проблемы не решаются, – бездействие федеральных органов власти. К примеру, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования так и не установлены квоты выбросов, поэтому комплексные планы мероприятий по их снижению актуализировать невозможно. Недостатки аудиторы выявили и в системе управления, и в межведомственном взаимодействии.
Так что все природоохранные мероприятия, которые проводятся в крае, – это только
«частичное решение накопленных ранее проблем в области экологической безопасности и защиты окружающей среды».
Счетная палата дает свои рекомендации, как исправить ситуацию. К примеру, это разработка законов, которые установят порядок мониторинга реализации нацпроектов (с экономическим стимулированием бизнеса, который будет внедрять природоохранные технологии), и увеличение финансирования за счет краевого бюджета.
Министерство экологии края должно обеспечить постоянный контроль за тем, чтобы промышленные предприятия выполняли обязательства по снижению выбросов. Кроме того, аудиторы рекомендуют подготовить обращение в правительство России, чтобы ускорить принятие решений о включении в эксперимент по квотированию выбросов в малых городах края с очень высоким уровнем загрязнения воздуха.
Заключение Счетной палаты направлено в ЗС, в правительство Красноярского края, минэко и минлесхоз.