Красноярский аэропорт: история от Северного до Емельяново
Сегодня день рождения отмечает аэропорт Красноярск. Ровно 42 года назад, 25 октября 1980 года, посадку в новом аэропорту совершил первый Ил-62 из Москвы. Но 25 октября еще и дата рождения аэровокзала старого аэропорта Красноярска – историческое здание было открыто ровно 68 лет назад, в 1954 году.
Примечательно, что на Взлетке находился не первый, а второй городской (и краевой) аэропорт. Первый размещался на острове Молокова, тогда еще Телячьем, – с 1934 года. Старинные постройки до сих пор остались там и, если планы осуществятся, станут частью будущего Музея освоения Севера. Самолеты летали с Телячьего не только в поселки на севере края, но и в порты других стран. Именно отсюда велась спасательная операция, когда затонул теплоход «Челюскин», – людей, ждавших помощи на льдине, вывозили на самолетах из Красноярска.
В 1966 году, рассказывают в Службе по госохране объектов культурного наследия, авиаремонтные мастерские и поселок на острове были полностью затоплены, и в 1976 году они переехали в район Аэровокзальной.
С нынешней Взлетки самолеты начали летать в годы Великой Отечественной войны: в 1943 году тут был построен военный аэродром. Он стал одним из пунктов трассы «Аляска – Сибирь», по которой по ленд-лизу перегнали за годы войны почти 8000 самолетов.
Вначале здесь были две бетонные ВПП длиной в 1000 м и шириной в 80 м. Стояли четыре ангара, склад, гараж, служебные здания и прочие постройки. В 1946 году на базе военного был создан гражданский аэропорт. И в октябре 1954 года открылись двери пассажирского аэровокзала, здания в классическом стиле, с колоннами и лепниной.
После была организована служба бортпроводников для пассажирских рейсов, которые совершались на Ли-2: этот военно-транспортный самолет был рассчитан на 14 человек.
«Самолеты практически выполняли функцию современных междугородних автобусов», – отмечают в службе по госохране. На них люди летали в десятки городов края.
Вместимость аэровокзала составляла 150 человек в час. Здесь были зал ожиданий, ресторан, парикмахерская, комнаты отдыха. И в стенах этого исторического здания побывали, посещая Красноярск, Юрий Гагарин и другие космонавты. И даже Фидель Кастро, чей самолет садился тут на дозаправку. Хотя в город кубинский лидер не выходил.
В 1959 году до аэропорта провели троллейбус, появилась Аэровокзальная площадь.
«Помню, что от железнодорожного вокзала до аэропорта ходил троллейбус номер 2. И в нем всегда было много пассажиров с угловатыми прямоугольными чемоданами. Мой первый полет на самолете был из старого аэропорта, мне было 9 лет. Мы тоже ехали на троллейбусе, затем довольно долго ждали в зале ожидания аэровокзала – свободных мест почти не было. А потом вышли пешком на летное поле и поднялись в Ил-18. С пересадкой летели в Симферополь часов 7 или 8», – вспоминает читательница ДЕЛА.
В 1960–1970-е из Красноярска летали в разные города страны Ил-18, Ан-24, Як-40 и грузовые Ан-12. Первый реактивный Ту-123 встретили в декабре 1961 года. Был период, когда в Москву выполнялось 24 рейса в сутки!
В те времена самолеты взлетали и садились прямо над городом. Можно было, следуя вдоль пустыря и аэропорта в сторону новостроек Северного, увидеть, как параллельно взлетают «Тушки» и «Илы».
В 1970-е Красноярск продолжал быстро расти на северо-восток. Самолеты же становились все больше и тяжелее – аэропорту требовалось удлинять взлетно-посадочную полосу для их приема, но площадей для этого уже не было. К тому же власти понимали риск того, что аэропорт находится в самом центре многонаселенного города.
«Мы жили в районе улицы Железнодорожников, и когда «с горы» взлетал Ил-76, в доме дрожали все стекла и даже посуда на столе. Это было по-настоящему громко», – рассказывает один из красноярцев.
Поэтому нельзя не отметить, каким правильным и своевременным было решение советских руководителей
перенести аэропорт в окрестности Красноярска, за городские границы.
В Иркутске, где оба аэропорта находятся в черте города, жители постоянно рискуют стать жертвами авиаинцидентов, и случай с Ан-124 1997 года и недавний трагический случай с падением Су-30 – пример того, как опасно такое соседство.
К счастью, в Красноярске история с аэропортом сложилась иначе. Власти под руководством первого секретаря крайкома КПСС Павла Федирко не сразу «выбили из Москвы» деньги на строительство нового аэропорта. Тем не менее уже в середине 1970-х начались подготовительные работы.
В воспоминаниях заслуженного работника транспорта Владимира Кузнецова из книги «А мы готовим гавани для нужд воздухоплавания» Бориса Иванова рассказано, что в генштабе Минобороны место под аэропорт одобрили тоже далеко не с первой попытки, забраковав не менее 13 предложенных площадок, – и в итоге указали на окрестности поселка Емельяново.
«Теперь в это трудно поверить, но вся площадь, на которой находится емельяновский аэропорт, прежде была занята в буквальном смысле непролазной тайгой. Мы по ней много километров прошагали, когда детально осматривали. А однажды даже заблудились. Потом долго не могли выбрать оптимальный вариант того направления, в котором следует разместить взлетно-посадочную полосу.
Но более всего нас шокировали объемы предстоящих земляных работ. 12 млн кубических метров грунта предстояло перелопатить! Надо было, к примеру, ликвидировать внушительных размеров низину. Благо специалисты предложили сдвинуть в нее соседний холм высотой 18 метров. А сколько леса необходимо было убрать! Не просто спилить, но и выкорчевать. На эту работу осенью 1975 года из пригородного поселка Арийск были направлены осужденные местной исправительной колонии строгого режима. Причем спиленные деревья им разрешили брать для своих нужд», – рассказал Владимир Кузнецов.
Было и такое: Павел Федирко добился того, что «в порядке исключения» подготовку площадки начали еще до утверждения проекта аэропорта.
25 октября 1980 года считается официальной датой открытия аэропорта Емельяново. В этот день совершил свой первый – технический – рейс Ил-62М из Москвы.
Тогда же, в 1980 году, старый аэропорт получил название Красноярск-Северный. Он работал для нужд гражданской авиации вплоть до 1988 года. При этом, рассказывают старожилы, техперсонал аэропорта Емельяново даже иногда летел с работы домой, в Красноярск, на самолете.
Военно-транспортные суда садились в Северном до 1990 года, также его полоса использовалась для Ан-2, следовавших на авиаремонтный завод.
«Я прекрасно помню, как над новыми девятиэтажками уже вовсю строящегося микрорайона Северный заходили на посадку Як-40», – вспоминает один из красноярцев.
А аэропорт Емельяново рос и развивался – в 1993-м стал международным, в конце 1990-х отсюда даже отправились несколько рейсов через Северный полюс.
Наконец, новую жизнь аэропорту дал новый терминал, открытый в 2017 году. Теперь это один из самых комфортабельных (2-е место в рейтинге Forbes) и красивых аэропортов страны, который к тому же входит в ТОП-15 самых больших в России.
В 2021-м через аэропорт проследовали более 2,7 млн пассажиров. Год назад была построена новая рулежная дорожка, что позволило вдвое увеличить число взлетно-посадочных операций. Аэродром может принимать самолеты любого класса без ограничений по массе или размерам.
Техническое оснащение аэропорта продолжается. А еще его в 2019 году официально переименовали – он стал называться Международный аэропорт Красноярск, плюс было добавлено «имени Д.А. Хворостовского».
Но коренные красноярцы упорно продолжают именовать его по-старому – Емельяново.