ЖК «Хауспарк» на Свободном строится вопреки массовым нарушениям
Красноярск продолжает подтверждать свою репутацию города градостроительных скандалов. Посреди тротуара главной улицы стоит кирпичное кафе «Кантри», на Караульной сносят четыре высотки ЖК «Квадро», за которые люди до сих пор платят ипотеку. Увольняются ответственные за разбазаривание земли чиновники, а для выяснения схематозов мэрии с участками даже создали отдельную рабочую группу в краевом парламенте.
В список скандальных городских объектов в последние годы попал и строящийся жилой комплекс Housepark на пр. Свободном, 44а, рядом с бывшей проходной телевизорного завода. Вопреки серьезным нарушениям и градостроительных норм, и норм пожарной безопасности здание уже подводят под крышу – и вовсю распродают в нем квартиры.
Но никто не рассказывает новоселам будущего «Хауспарка», которые сейчас оформляют ипотеку, что к их жилью – между прочим, комфорт-класса – не смогут в случае чего полноценно подъехать пожарные машины, а под окнами будет шуметь предприятие, которое производит твердое топливо.
На эскизах ЖК нет ни автомойки, ни производственных зданий, ни АЗС, которые окружают Housepark. И вряд ли желающие купить здесь квартиру знают, что по поводу строительства комплекса – а это 17-этажный жилой дом и 10-этажное «административное здание» – в арбитражном суде края рассматриваются сразу четыре (!) иска от коммерческих компаний и чиновников.
В тесноте и в обиде
Напомним, строительством дома занимается ООО «СибСпецМонтаж». Когда в 2018 году начались работы по закладке фундамента многоэтажек, жильцы расположенного рядом, по ул. Баумана, 25, дома начали опасаться, что из-за стройки перекрытия подвала у их высотки просто обрушатся. Они направили обращения в МЧС, Стройнадзор, прокуратуру Железнодорожного района, горсовет, мэру Сергею Еремину, сообщая, что расстояние от места строительства до игровой площадки их дома составляет всего 25 м.
А также о том, что стройка нарушает права людей на благоприятную среду обитания: места для полноценных парковок, детской площадки и зон отдыха рядом с домом просто не остается.
В результате Стройнадзор установил, что мониторинг технического состояния соседних зданий не проводился, а предписания, которые служба выдала застройщику ранее, не выполнялись.
А если пожар?
Еще ближе, чем жилой дом, к стройплощадке оказались другие объекты – автомойка компании ООО «Динор» и автозаправка ООО «Агродеталь».
Предприниматели обратили внимание, что пожарными проездами новый ЖК планируют обеспечить за счет их территории. Так, со стороны пр. Свободного проезд пожарной техники вообще невозможен, а со стороны ул. Мечникова от границы застраиваемого участка до территории мойки – всего 2 метра. Места для разворота пожарных машин (для него требуются площадки не менее чем 15 на 15 кв. м) рядом с ЖК нет совсем.
Так что в проекте, по которому строятся дома «СибСпецМонтажа», и пожарный проезд, и площадки взяли и нарисовали на земле соседей.
Владельцы автомойки и автозаправки обратились в прокуратуру, которая установила: разрешение на строительство домов в конце 2017 года было выдано с нарушениями закона. Причем с очень серьезными: так, в зоне Ж4, к которой относится территория, максимальный процент застройки участка – 40%. Между тем «Хауспарк» по проекту занимает 58% площади участка, а фактически – все 90%. Заборы, которые обозначают границы территории, прилегают к новостройке почти вплотную.
Кроме того, вдруг выяснилось, что при получении разрешения на строительство использовались… подложные документы. Это даже стало основанием для возбуждения уголовного дела в полиции.
«Однако расследование завершилось ничем – оно было приостановлено, поскольку виновника найти не удалось», – рассказали ДЕЛА в ООО «Динор».
Шум и пар
Летом 2021 года за забором начал быстро, этаж за этажом, расти будущий «элитный» жилой комплекс – все по тому же проекту. Так что в октябре 2021 года предприниматели снова пришли в арбитраж с иском, требуя запретить строительство дома, которое ведется с нарушениями. Пока суд да дело, ЖК «Хауспарк» подрос уже до 16 этажа. На сентябрь 2022 года готовность комплекса – более 80%, говорится на сайте проекта.
Между тем обоснованные претензии к строительству ЖК возникли еще у одной компании, предприятие которой расположено рядом со стройплощадкой, – ООО «Карбоника-Ф», производителя активного угля. Производство представляет собой глубокую переработку доступного сырья в технологичный продукт с использованием современных технологий.
При этом строительство дома ведется в границах нормативной санитарно-защитной зоны предприятия – всего в 70 м от здания цеха по ул. Мечникова, 54.
Но и это не все. Производство промышленного сорбента, активного угля марки АБГ, хоть и идет по современным технологиям, сопровождается выбросами пара – который будет буквально залетать в квартиры на 9-10 этажах, – а главное, шумом, от которого людям придется спасаться за закрытыми окнами.
Так что «Карбоника» вместо дальнейшего совершенствования уникальной российской технологии газификации местных бурых углей будет вынуждена бороться за выживание своего производства с сохранением 70 рабочих мест.
По сути, в интересах сиюминутных прибылей застройщиков ведется целенаправленное разрушение промышленного потенциала города – в такое непростое время, когда отечественный производственный суверенитет и импортозамещение востребованной продукции особо актуальны.
Четыре дела
Подведем итоги. Всего в суде сейчас рассматриваются сразу четыре иска по строительству дома. От ООО «Динор», «Агродеталь», «Карбоника-Ф» – к ООО «СибСпецМонтаж» и от администрации Красноярска – к Службе по контролю в области градостроительной деятельности при правительстве края, которую возглавляет главный архитектор региона Константин Шумов (не путать со Стройнадзором – Службой строительного надзора и жилищного контроля под руководством Евгения Скрипальщикова).
И если первые три дела затрагивают вопросы пожаробезопасности и санитарно-защитной зоны, то четвертое касается непреодолимого обстоятельства: того, что минимальная площадь под строительство жилого дома в зоне Ж4 должна составлять не менее 0,5 гектара (а она равна 0,36 га).
Служба по контролю в области градостроительной деятельности направила в мэрию предписание об устранении нарушений, которые были допущены при выдаче разрешения на строительство дома, и потребовала либо привести все в норму, либо отозвать разрешение. По мнению Службы, строить жилой дом с такими нарушениями просто недопустимо. Но администрация пытается через арбитраж это предписание обжаловать.
И вот здесь возникает немало вопросов. Прежде всего, к чиновникам:
каким образом, зная обо всех перечисленных обстоятельствах, ответственные лица администрации города могли выдать разрешение на строительство?
Неужели при этом не требуется как следует проверить проектную документацию на соответствие градостроительному плану, а также учесть, что по стройке идут судебные разбирательства?
Получается, что мэрия заняла пассивную позицию: мол, у застройщика были все необходимые документы и заключения экспертизы.
Хотя достаточно просто прийти на стройплощадку и увидеть, КАК и ГДЕ это строится, своими глазами.
Тем более, что есть неоспоримые выводы Службы по градостроительному контролю.
Не очень понятна и позиция прокуратуры, которая, несмотря на множество обращений начиная с 2018 года, ссылается на те же результаты экспертизы и не слишком пытается вникнуть в ситуацию. Между тем есть прецеденты похожих разбирательств в Верховном суде: даже при наличии разрешения на строительство и положительного заключения экспертизы, если возникают вопросы, требуется оценить, не допущены ли нарушения градостроительных норм. Получается, что надзорное ведомство проводило свою проверку формально?
Сейчас по двум искам предпринимателей арбитраж решил привлечь третьих лиц – к примеру, это Сбербанк, поскольку уже сейчас будущие новоселы покупают квартиры в скандальном доме через открытие эскроу-счетов, – а также сами дольщики.
Кроме того, к одному из судебных процессов «подтянут» Стройнадзор, Роспотребнадзор, МЧС, департамент градостроительства мэрии, Службу по контролю градостроительной деятельности и другие структуры. Новые заседания суда назначены на конец октября.