Дети и деньги: как в школах будут учить финансовой грамотности
С 1 сентября в России преподавание финансовой грамотности в школах станет обязательным как часть нового ФГОС – Федерального государственного образовательного стандарта. Пока и у учителей, и у родителей много вопросов об этом: на каких именно уроках ученикам будут рассказывать об умении обращаться с финансами, какими будут примерные рабочие программы.
В Федеральном методическом центре по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования предложили подробную презентацию. Познакомимся с вопросом в общих чертах.
Автор презентации – Чулпан Шавалеева, кандидат экономических наук доцент Казанского федерального университета.
Итак, самое главное: образовательных результатов по финансовой грамотности от школьников
будут ждать по таким предметам, как окружающий мир и математика в начальной школе и математика, информатика, обществознание и география – в основной (средней и старшей) школе.
При этом элементы финграмотности можно включать в средней школе также в уроки ОБЖ, литературы, физики и прочие.
Начальная школа
На окружающем мире дети должны получить первоначальные представления о природных и социальных объектах – и при этом сформировать основы рационального поведения и принятия решений, например, разбираться в том, что такое расходы и доходы семейного бюджета. Важны и навыки безопасного образа жизни и финансовая безопасность как одна из его составляющих. К примеру, ребенку следует понимать, что нельзя разглашать личную и финансовую информацию вне семьи или в интернете.
На математике школьники начальных классов могут научиться решать практические задачи в том числе в сфере личных и семейных финансов. Проще говоря, понимать, что такое «цена», «дешевле», «дороже», пересчитывать копейки в рубли и так далее, рассчитывать стоимость продуктов.
Основная школа
В средней школе преподавание финансовой грамотности расширяется и «проникает» во многие предметы.
Так, на алгебре и геометрии ученикам придется решать задачи о цене и стоимости товаров и услуг, расчету налогов, по темам управления своими и семейными финансами, составляя уравнения и неравенства и оценивая правдоподобность результатов.
С шестого класса среди задач будут задания на вычисление процентов. А в 7-8 классах в качестве рекомендации предлагают вводить задания на вычисление, к примеру, доходов по депозитам, расчету налогов и вычетов, кредитных платежей.
Отметим, что сегодня уровень грамотности населения, которое широко пользуется кредитами, в этой сфере оставляет желать лучшего.
На информатике в старшей школе, например, в 9 классах, будет уделяться серьезное внимание понятию информационной безопасности, правилам безопасной аутентификации в сети, безопасным стратегиям поведения в интернете. Цель преподавания – предупредить вовлечение школьников в криминальные формы сетевой активности, например, фишинг.
В преподавании обществознания ученикам изложат основы налогового законодательства, познакомят с процессами и явлениями в микро- и макроэкономике, основами бюджетной и денежно-кредитной политики государства.
В результате, к примеру, шестиклассники смогут использовать полученные на уроках знания о защите прав потребителей финансовых услуг. В седьмом классе учеников при обучении финансовой грамотности будут знакомить с правами собственности и защитой прав собственников, основами трудового права, особенностями статуса несовершеннолетних при устройстве на работу.
В восьмом классе темами обществознания в сфере финансовой грамотности станут, например, предпринимательство, деньги и их функции, экономика предприятий, финансовый рынок, банковские услуги. Школьники смогут высказывать свое отношение к развитию собственного бизнеса и к недобросовестному поведению участников финансового рынка, оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности и получать множество других умений и навыков. Отдельной темой для 8-классников может стать изучение семейного бюджета, способов и форм сбережений, составление личного финансового плана.
Наконец, на географии ученики будут знакомиться с разными видами хозяйственной деятельности в разных странах.
В презентации приведены также примеры задач, которые должны уметь решать школьники и на уроках, и в жизни.
Это, к примеру, оценка баланса на своем телефоне при использовании сервиса, анализ условий банковского вклада, сравнение тарифов разных сотовых операторов и другие важные для семейного бюджета задачи.
Наконец, в презентации опубликована Единая рамка компетенций по финансовой грамотности, разработанная для реализации Стратегии повышения финграмотности в России до 2023 года.
Знания о том, как распоряжаться деньгами, очень важны для любой семьи – и включение преподавания финграмотности в школьную программу имеет большое значение для общества.
Между тем основы финграмотности в школах преподают уже и сегодня, до перехода на новые ФГОС.
«Многие родители думают, что в школе не преподают финансовую грамотность, поскольку такого обязательного предмета нет, но на самом деле в Красноярском крае в настоящее время свыше 85% общеобразовательных организаций реализуют образовательные программы, включающие основы финансовой грамотности. Эта дисциплина преподается либо в виде факультатива, либо включается в другие предметы, такие как литература, русский язык, математика, окружающий мир, история, обществознание», – рассказал ДЕЛА руководитель Регионального центра финансовой грамотности Сергей Красноусов.
По его словам, более 2000 педагогов края уже прошли в центре повышение квалификации для того, чтобы уметь включать элементы финансовой грамотности в свои предметы.
«Если возникают вопросы о том, преподается ли финансовая грамотность в какой-то конкретной школе, а если преподается, то как именно, то об этом можно узнать в администрации учебного заведения», – отметил Сергей Красноусов.
Ну а родители могут всегда повысить свои компетенции по финансовым вопросам на портале краевого министерства финансов.