Приехали: из-за роста цен на машины красноярцы раскупают автомобильный секонд-хенд
Машины в России подорожали внезапно и значительно. Теперь хорошее, да и среднее авто позволить себе может далеко не каждый. По оценкам экспертов, ходовой товар может вырасти в цене еще больше, а рынок «просядет».
Уже сегодня в Красноярском крае наблюдаются рост спроса на подержанные – то есть менее дорогие – автомобили и падение спроса на новые иномарки: покупатели понимают, что они просто не вывезут такие платежи.
В среднем, по данным автодилеров, цены на легковые автомобили за март увеличились на 30–60% – это данные опроса «Ведомостей». Первая проблема – практически полное отсутствие импортозамещения на заводах. 83% продаваемых авто в России местной сборки, но в них огромное количество зарубежных запчастей, которые покупаются за валюту.
Вторая проблема в том, что российский рынок раньше был насыщен разнообразными зарубежными марками. Многие из них ушли, например, Audi, Porsche, General Motors (Chevrolet и Cadillac), Jaguar Land Rover, Lexus, Volvo, Honda. К концу марта в стране работало лишь 44% мощностей по выпуску легковых и коммерческих авто от уровня 2021 года.
И плюс рост курса валют: ценам не остается ничего другого, кроме как расти. А страдают от этого как покупатели, так и дилеры.
«В 2022 году будет продано около 1 миллиона новых легковых авто, то есть в сравнении с прошлым годом рынок просядет на треть», – считает исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.
Красноярские компании все как один отказываются от комментариев о перспективах рынка – впрочем, понятно, что сказать им с такими ценами просто нечего.
Самый популярный у красноярцев (и не только) автомобиль – отечественная LADA Vesta – с начала года вырос в цене на 30%. Минимальная стоимость – 1 121 900. LADA Largus теперь стоит 1 235 900: разница с январской ценой превышает 400 тысяч рублей. Минимальный рост цены у LADA Niva Legend – на 125 тысяч рублей.
Стоимость японских моделей Toyota RAV4 и Toyota Camry увеличилась за это время на 23,1% и на 21,4% соответственно, то есть на 440 тысяч и 502 тысячи рублей. И это только рекомендованные производителем цены, которые в дилерских центрах зачастую бывают гораздо выше.
Перечисленное – данные «АВТОСТАТА» на 18 марта. При этом в феврале ситуация с продажами и покупками была неплохой: жители страны потратили на машины на 12% больше, чем в феврале 2021 года, закупившись на 240 млрд рублей. 68% покупок пришлось на кроссоверы и внедорожники. Треть покупателей приобрели европейские марки. Продажи машин из Китая выросли на 70%, из США – на 14%.
Но результатов первого месяца весны аналитики ожидают совершенно других:
«Да, в феврале тенденция предыдущих месяцев продолжилась… Но начавшаяся в конце зимы военная спецоперация на Украине привела к тому, что целый ряд автопроизводителей на неопределенный срок приостановил поставки автомобилей на рынок, а цены на них просто улетели в космос… Увы, в нынешних условиях очень сложно рассчитывать на покупательскую активность», – отметил руководитель пресс-службы «АВТОСТАТА» Азат Тимерханов.
Покупатели уходят в более скромные сегменты рынка. Так, по данным «Авито Авто»,
с января по март 2022 года продажи автомобилей с пробегом в Красноярском крае увеличились на 35,2% в сравнении с тем же периодом 2021 года.
И это при том, что средняя цена автомобильного секонд-хенда выросла на 13,2% по сравнению с четвертым кварталом 2021 года и более чем на 30% в годовом выражении.
- Чаще всего красноярцы в этом году покупали подержанные Toyota Corolla, ВАЗ-2107 и «Нивы». На четвертом месте Lada Priora, на пятом – Camrу.
- Среди брендов по продажам в крае лидирует Toyota со средней ценой 500 тыс. рублей, ВАЗ – 105 тыс., Honda – 499 тыс. рублей. Далее идут Nissan и Mazda.
«В новых условиях рынок автомобилей с пробегом становится ключевым. Перебои с поставками новых автомобилей и рост цен на новые модели подтолкнут покупателей к переориентации на этот сегмент рынка. Автодилеры уже перестраивают бизнес-процессы таким образом, чтобы сфокусироваться на продажах авто с пробегом», – отметил управляющий директор «Авито Авто» Кирилл Вотяков. Кроме того, он предрек рост доли продаж китайского и корейского автопрома.
Впрочем, доллар и евро начали снижаться к рублю, и многие надеются, что этот процесс продолжится – а значит, цены на машины если и не вернутся к прежнему уровню, то хотя бы перестанут так пугать.