Красноярску могут подрезать все автобусные маршруты
В горсовете Красноярска прошло заседание постоянной комиссии по градостроительству и дорожно-транспортной инфраструктуре. Там выяснилось, что существуют некие «документы стратегического планирования». Они предполагают кардинальную смену маршрутов всего общественного транспорта в городе.
Как рассказал заместитель руководителя департамента транспорта мэрии Игорь Манченко, «документы стратегического планирования в сфере комплексного развития системы городского пассажирского транспорта общего пользования» разработаны по заказу Минтранса. В Красноярск они пока не пришли.
Но у департамента транспорта есть кое-какие черновики, позволяющие понять суть:
главным транспортом станет электрический, а все остальное – это подвозящие маршруты. Их серьезно перекроят, чтобы убрать дубли. Зато сделают бесплатную пересадку в течение какого-то времени.
ПРОБЛЕМЫ С ПАССАЖИРАМИ
Игорь Манченко рассказал о ситуации с автобусами, троллейбусами и трамваями подробно.
По его данным, в 2021 году на красноярский транспорт было выделено 3,6 млрд рублей, освоено из них – 2,9 млрд. Еще 701 млн не осилили. Несмотря на такие огромные деньги, нужных целей и показателей достигнуто не было.
Например, средняя скорость общественного транспорта в 2021 году оказалась ниже запланированной. Но в Красноярске и без экспертиз все знают: хочешь приехать вовремя – бери такси.
Пассажиропоток продолжал снижаться, как и раньше. Пассажирооборот, который должен был составить 1 млрд 230 млн пассажиров на 1 км, дотянул только до 1 млрд 140 млн пассажиров.
Глядя на количество жалоб и фотографии переполненных маршруток, нельзя сказать, что люди стали меньше ездить. Но как увеличить пассажиропоток, если пассажиры физически не вмещаются в салон? Красноярцам остается только похудеть, чтобы еще плотнее набиваться в автобусы – вот тогда планы чиновников будут выполнены.
Ехали и Не доехали
Из 11 показателей эффективности красноярский автотранспорт в 2021 году достиг только 7.
- Не выполнили план по количеству перевезенных пассажиров – 198 млн против 214 млн.
- Не выполнили план рейсов – 93,5% вместо 96,6%.
- Не выполнили план по жалобам – их поступило более 5 тысяч вместо ожидаемых трех.
- Не осилили расходы на текущую деятельность, освоив 80,2% средств вместо 97%.
Чиновники, например, сам Игорь Манченко, говорят о большом числе маршрутов с низкой интенсивностью пассажиропотока – таких в Красноярске сейчас 32. Из бюджета города в минувшем году им компенсировали 910 млн рублей расходов.
Конечно, все жалуются на цены: ПАЗик год назад стоил 4,5 млн рублей, сейчас – уже больше шести миллионов. Большой ЛиАЗ стоил в начале года 13,5 млн, сейчас – уже 18 млн рублей.
Жалуются власти и на нехватку кадров – мол, такое происходит не только в Красноярске, но и по всей России. Водителей нет, кондукторов нет, ремонтников тоже нет. Вернее, где-то есть, но работать за зарплату в 45,5 тыс. рублей водителями автобусов и за 43 тыс. рублей водителями троллейбусов они не хотят.
На горсовете Игорь Манченко высказался за ежегодную индексацию зарплат водителей и кондукторов, попросив депутатов поддержать департамент в этом вопросе. Среди других предлагаемых им мер по решению кадрового вопроса – привлечение иногородних и выдача служебного жилья.
«Пассажирский транспорт переживает сложное время. Но несмотря на непростую ситуацию на рынке пассажирских перевозок, департамент транспорта определил новый вектор и задачи, которые позволят развивать и в дальнейшем городской общественный транспорт», – позитивно завершил Игорь Манченко свой доклад.
Дорогие запчасти и иностранные автобусы
Далее, как водится на таких мероприятиях, пошли вопросы от депутатов. Так, они поинтересовались, о чем писали красноярцы в своих 5000 жалоб за 2021 год.
Игорь Манченко объяснил, что в 2020–2021 году был «нехороший накал», водители и кондукторы нервничали и увольнялись из-за тяжелой работы. Тогда депутаты спросили, все ли жалобы были связаны с ковидом. Но, как оказалось, ковид, о котором зачем-то завел речь Игорь Манченко, оказался далеко не на первом месте.
«Самое большое количество жалоб связано с проездом остановок. Остальные – курение и грубость работников, коронавирусные ограничения. В основном у нас – проезд остановок. Мы работаем, привлекаем водителей к административной ответственности», – заверил Манченко.
Еще один интересный вопрос звучал так: если из-за ухода автомобильных компаний все красноярцы дружно пересядут на автобусы, справится ли отрасль с таким наплывом?
Зам главного по транспорту в ответ заявил, что такой сценарий, конечно, прорабатывался. А затем снова пожаловался на подорожавшие ЛиАЗы и запчасти. На топливо жаловаться не стал – оно пока в цене не растет.
Продолжая тему ухода компаний из России, депутаты поинтересовались количеством иностранных автобусов в Красноярске.
По словам Игоря Манченко, из всего транспорта, включая и муниципальный, и частный, в городе ездят всего 12 автобусов MAN. Они обслуживают 88-й маршрут. Он заверил, что у перевозчика достаточно средств, чтобы заменить их в случае необходимости.
В целом, отметил он, сейчас на предприятиях заняты заменой иностранных деталей отечественными. Но автопарк у нас российский и белорусский, так что проблем возникнуть не должно.
На заседании также присутствовал первый вице-мэр Владислав Логинов. Он рассказал, что новых выделенок ждать пока не стоит. По его словам, сейчас власти заняты доработкой интеллектуальной системы управления светофорами. Когда ее окончательно включат, возможно, выделенные полосы и сделают на проблемных местах. Но пока решение о не принято.
ЧТо делать?
В итоге депутаты вынесли ряд предложений. Решено было дождаться поступления в Красноярск тех самых «документов стратегического планирования», чтобы снова собраться и изучить их.
Также дептрансу рекомендовали обеспечить все конечные остановки теплыми комнатами с умывальниками, чтобы водителям и кондукторам было комфортно.
Для формирования оптимальной схемы движения автобусов было предложено рассмотреть возможность сокращения протяженности маршрутов и применения механизма оплаты с бесплатной пересадкой с одного на другой в течение определенного времени. Впрочем, все это в городе уже проходили, но изменений так и не произошло.
При разработке транспортной программы на 2022-2023 годы предложили включить туда такие показатели, как территориальная доступность остановок и материальное обеспечение конечных пунктов.
Автобусы и дальше рекомендовано обновлять. А власти надо также принять меры против дефицита кадров: поработать с водителями и кондукторами.